"Больше чем бренд" – выставка работ Энди Уорхола в Лондоне

24 января 2024 19:29
Визуальный стиль художника по-прежнему узнаваем, его работы продаются лучше произведений других представителей поп-арта. Его имя, его творчество, его философия – уже давно бренд.

Фигура Энди Уорхолла и сегодня будоражит воображение тех, кто занимается современным искусством. Ответ на вопрос – "как ему удалось создать нечто большее, чем бренд?" – дает выставка, которая проходит в Лондоне. Валерия Кудрявцева расскажет подробнее.

"Создание денег – это искусство, работа – это тоже искусство, а хороший бизнес – это лучшее искусство". Так говорил Энди Уорхол, который собственное искусство сделал лучшим бизнесом. Его визуальный стиль по-прежнему узнаваем, его работы продаются лучше произведений других представителей поп-арта. Его имя, его творчество, его философия – уже давно бренд. Или – как утверждает название новой выставки мастера в Лондоне – "Больше чем бренд". "Энди Уорхол не только повлиял на современное искусство, но и на то, как бренды работают с изображениями. И даже на нашу повседневную жизнь. Думаю, не случайно мы выкладываем в соцсети фотографии в квадратном формате – именно эти пропорции использовал Уорхол в своих работах", – рассказывает куратор выставки Кейт Браун.

В отличие от многих художников, Уорхол не создавал собственные миры – он создавал культы. Доводил до абсурда увлеченность Америки знаменитостями – тиражировал упрощенные образы бунтаря без причины Джеймса Дина, английской королевы Елизаветы II, секс-символа Мэрилин Монро. Идеализация в кислотных оттенках. "Я думаю, он изобрел современное определение слова "икона", когда объектом поклонения становятся популярные личности, да и не только личности. По Уорхолу, иконой может стать всё, что угодно – если приложить усилия", – говорит коллекционер работ Энди Уорхола Эрик Лэнлард.

Но художник не только эксплуатировал чужую популярность. Начинавший карьеру как коммерческий иллюстратор – его называли "Леонардо обувной промышленности" – Уорхол знал, как сделать банальное – продаваемым, обыденное – желанным. "Банки с супом Кэмпбелл" известны каждому знатоку искусства во всем мире, хотя за пределами Америки мало кто знает вкус этих супов. "Банки супа, флаконы духов CHANEL – вы можете видеть их изображения за моей спиной, логотипы – возможно, Уорхол предвидел будущее. Работа иллюстратором подсказала ему, что бытовые вещи скоро сами по себе станут произведениями искусства", – делится основатель и президент Halcyon Gallery Пол Грин.

Не все идеи Уорхола "выстреливали" – по крайней мере, сразу. В 85-м художник нарисовал логотип компьютера Macintosh – то ли по заказу рекламного отдела фирмы, то ли просто для души. Официальным "яблоко Уорхола" так и не стало, но заинтересовало коллекционеров, когда оказалось на аукционе несколько лет назад. Продажи работ короля поп-арта продолжают расти – торговлей занимается его именной фонд "развития изобразительного искусства". Фабрика Уорхола не прекращает работу.