Работы художников-блокадников представили на выставке в Русском музее
Ко дню 80-летия полного освобождения Ленинграда от немецко-фашисткой блокады Русский музей подготовил выставку под названием "Помним!". В экспозиции более 200 произведений живописи и графики. Эти художники и скульпторы оставались в осажденном городе и продолжали творить вопреки самым тяжелым обстоятельствам. Их работы увидел Алексей Комаров.
Обычно на выставках довольно много света, чтобы зритель мог разглядеть каждую деталь картины. В Русском музее его специально приглушили, чтобы можно было почувствовать ту атмосферу, в которой были написаны эти работы. "Света не было, воды не было. Были самодельные печурки, огоньки, свечи, в конце концов, те которые ещё оставались, поэтому смотреть на эти работы нужно при немного приглушенном свете", – пояснила заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея Наталья Козырева.
В блокадном Ленинграде оставалось довольно много живописцев, графиков, скульпторов. Во время собрания в Союзе художников в сентябре 1941 года каждый выбрал своё направление: одни рисовали плакаты, другие делали наброски на улице и в партизанских отрядах для будущих картин, третьи занимались гравюрой. Многие могли уехать в эвакуацию, но не делали этого. Как написал в письме своей жене Иосиф Серебряный, художник нужен Ленинграду! "У них была какая-то высочайшая ответственность за то, что они живут в городе, при этом у них есть, как у писателя, перо, у них есть кисть. То, что они могли сделать для будущего, – оставить эти художественные образы блокады. Кроме них этого сделать было некому", – отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Общим домом для них, где они работали, было здание Союза художников на Герцена, 38. Сейчас это Большая Морская улица. С декабря 1941 года многие стали там жить. Проходить большие расстояния от дома до мастерской уже никто не мог. Паёк у каждого, несмотря на ежедневную работу в мастерской, был иждивенческий. В основном все работы в блокадном периода небольшого формата. Сил у художников, чтобы рисовать большие картины, просто не было. Ещё одна особенность: художники, которые остались в блокадном городе, использовали исключительно яркие краски, чтобы показать, что Ленинград жив. "Нам врачи сказали, что у постоянно голодных людей своя оптика, своё представление о контрасте, о колорите. Они как раз нацелены на яркость", – рассказала Наталья Козырева.
Выставку задумали таким образом, чтобы в первом зале показать работы, которые рассказывают о том, как жил блокадный город, во втором – о разрушении музеев и уничтожении культурных ценностей, в третьем – о плакатном искусстве, о знаменитой группе "Боевой карандаш". Это исключительно ленинградское художественное явление. "28 художников составляли эту группу. Каждый четвёртый из них погиб или умер в блокаду. Более 120 листов было отпечатано самых разных", – поделился заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX вв. Русского музея Григорий Голдовский.
Тема четвертого зала – город-фронт. В центре, конечно же, знаменитая картина Анатолия Казанцева, Иосифа Серебряного и Владимира Серова "Прорыв блокады Ленинграда". Чуть дальше – тот самый салют ленинградской Победы, случившийся 80 лет назад, 27 января 1944 года.