Музей декоративного искусства знакомит с народными промыслами

02 февраля 2024 10:25
Деревянная резьба из Поволжья и Каргопольская игрушка – в Москве. Экспозиция объединила редкие артефакты с XVIII по начало XX века.

Деревянная резьба из Поволжья и Каргопольская игрушка – в Москве. С народными промыслами знакомит Всероссийский музей декоративного искусства. Экспозиция объединила редкие артефакты с XVIII по начало XX века. Их увидела Ксения Луженкова.

Деревенские мастера крутили гончарный круг, вылепляя сосуды изящной формы. Из остатков глины делали небольших зверушек со сквозным отверстием. Так появилась свистулька – самая ранняя форма глиняной игрушки. К XIX веку во многих уголках России сложились промысловые центры. Например, Абашевская игрушка из Пензенской области. "В Абашевской часто встречаются фантастические образы, которые, казалось бы, имеют в своей основе реальные черты. Под руками мастера они превращаются в совершенно фантастических невиданных зверей", – рассказывает главный методист Всероссийского музея декоративного искусства Наталья Денисова.

Каргопольская глиняная игрушка тоже иллюстрирует верования предков, изображая героев славянских мифов. Например, Полкан – получеловек, полулошадь. А на деревянной утвари часто изображается безрукий Сирин – птица счастья. Эта выставка – путешествие в глубины народного сознания. В резных узорах угадываются языческие мотивы. Например, такие прялки дарились молодым девушкам-невестам, чтобы уберечь их новую семью. На прялках изображены космические символы, очерченные в круг. Это символы-обереги.

Некоторые причудливые экспонаты когда-то служили для свершения брачных обрядов, распространенных лишь в некоторых регионах России. Например, это – весло-правило привезли из Пермского края. "Резное весло-правило, которым женщина управляла, сидя в лодке как рулем – это, скорее, подарок, который мужчина делал невесте, жене", – поясняет Наталья Денисова.

Уникальные экспонаты позволяют восстановить подробности крестьянского быта. Например, в формочках из Архангельской губернии готовили особое блюдо, рецепт которого был утрачен. "Готовили гороховый кисель. Но это не тот мягкий кисель, который мы с вами знаем. Это кисель, который твердый, как пряник. Это было тоже лакомство, его продавали в Москве и на Севере", – говорит главный методист Всероссийского музея декоративного искусства Мила Введенская.

На выставке представлено более 500 предметов народного искусства. Каждый отображает строй и ритм крестьянской жизни. "Путешествие домой. Путешествие вглубь коллективной памяти. Это мастерство высочайшего проявления художественной мысли целых поколений народов России", – отмечает директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова.

Выставка "Путешествие домой. Традиционное искусство России" выражает многовековой духовный и эстетический опыт русского народа.