Мозаика блокадного Ленинграда: день памяти художника Владимира Фролова

03 февраля 2024 19:32
Он оформлял храм Спаса на Крови и доходные дома Петербурга, но прославился как один из создателей самых красивых станций московского метро.

Сегодня день памяти художника-мозаичиста, блокадника Владимира Фролова. Его работы украшают храм Спаса на Крови в Петербурге и станции метро "Маяковская" и "Новокузнецкая" в Москве. О яркой и трагической судьбе – Ксения Егорова.

В этом, еще дореволюционном здании мозаичных мастерских художник Владимир Фролов родился, и здесь же – уже в холодном блокадном Ленинграде – заканчивал свою последнюю работу. "В 1942 году все стекла были выбиты, зал был неотапливаемый. Набирали вещи за стеночкой, там находился цех мелкой мозаики, можно было обогреть помещение. Там набирались эти последние мозаики", – рассказал старший мастер мозаичной мастерской Российской академии художеств Павел Степанов.

Удивительная преемственность – тут и в наши дни собирают мозаичные полотна. Предусмотрен полный цикл – от литья до набора, знания передаются из рук в руки. Точно так же Владимир Фролов получал свои первые уроки в своей семье, основатель династии мозаичистов Фроловых – его отец. Он создал первую в России частную мастерскую декоративной мозаики и сделал украшение домов цветными кусочками смальты модным и новаторским, непохожим на все привычное его современникам.

Доходный дом Лейхтенбергского – уникальный архитектурный объект. На его фасаде – первое в России настенное изображение промышленного объекта. Дело в том, что в начале века здесь вокруг – промзона, так что дом будто отражает то, что его окружает. Своя палитра смальт и установка на декоративность. Из двух способов набора мозаики, римского и венецианского, Фролов выбрал последний, учился этому способу у мастера Антонио Сальвиати в Венеции. Предлагал не подражать картинам, сам же настаивал, чтобы делать мозаики из нарочито грубого, со сколами, материала, чтобы читалась рука мастера.

"Фроловская мастерская хотела, чтобы мозаика казалась мозаикой. Эстетика фроловской мастерской была ориентирована на древние мозаики античности и Средневековья. Он оформлял храм Спаса на Крови и доходные дома Петербурга, но прославился как один из создателей самых красивых станций московского метро. "Маяковская" – мозаики по эскизам Александра Дейнеки, "Новокузнецкая" – по его же эскизам – с некоторыми поправками. Вот эту девушку с фруктами не взяли: выражение лица не соответствовало настроению эпохи. Вывозили мозаики Фролова уже из блокадного Ленинграда.

"На станции метро "Автозаводская" – до 56-го года станция носила имя ЗИС, завод имени Сталина – стены украшены восемью панно под общим названием "Советский народ в годы Великой Отечественной войны". Тут и монтаж танка КВ-1, цеха, погрузка бомб в дальний бомбардировщик на Берлин, жатва. Эту серию художник собирал уже буквально до самой смерти – в блокадном Ленинграде он умер от истощения 3 февраля 1942 года, а вся его жизнь напоминает яркие кусочки смальты, которые были собраны воедино уже после смерти автора.