Ретроспектива работ Александра Константинова – в Новой Третьяковке
Выдающийся математик, незаурядный художник и архитектор – Александра Константинова называли ренессансной личностью. Новая Третьяковка открывает ретроспективу его работ. Репортаж Марии Трофимовой.
Александр Константинов начинал свой путь к минимализму и абстракции с рисунков деревьев, постепенно заключая их в клетки решётки. Художник назвал это измеренным пейзажем. Словно, при помощи геометрии, математически он проверял свои имитированные гравюры, постепенно изгоняя изображение и оставляя один только фон – пространство сознания.
Ирина Горлова, руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской Галереи: "Это можно сказать, новая система происхождения абстрактного языка. Только оно заимствовано из канцелярских бланков, из формуляров, из линеек, из шкал, из мишеней, какой-то схемы. И тем самым он зрителя заставляет наполнить это пространство своим собственным текстом, или своим собственным воображением и изображением".
О своём беспредметном искусстве Константинов говорил: "я занимался имитацией простейших продуктов человеческого интеллекта". Вещи, которые можно встретить в повседневной жизни, например, "Красный формуляр", чем-то похожий на канцелярский бланк, нарисованный на акварельной бумаге чуть дрожащей рукой. Его выставляют впервые в отличие от знаковой Линейки, которая задает масштаб всей экспозиции. Собрать 15-тиметровую работу, состоящую из 20 частей, оказалось не так просто, говорит вдова художника Наталья Константинова.
Наталья Константинова, вдова А. Константинова: "Оказывается, Александр нарисовал сверху маленькую линеечку. На ней показано положение каждой части этой работы. Всё сделано от руки. Это очень кропотливая работа. Он был в этом плане очень незаурядной личностью фантастического трудолюбия".
Каждую свою выставку Александр Константинов делал как отдельное произведение искусства, вспоминает его друг и архитектор этой экспозиции Евгений Асс. Поэтому сверхзадача стояла – не нарушить интонацию, которая могла быть близка художнику. "Сложно было выбрать то, что характеризует художника наилучшим образом, чтобы убедить посетителей, молодое поколение, которое не знает Константинова, в том, что это выдающийся художник", – делится архитектор Евгений Асс.
Организаторам было важно оставить пространство открытым – это должно подчеркивать ясность искусства художника. Большие многосоставные панно сочетаются с крошечными работами, в которых тоже заключён целый мир. На подиуме нейтрального белого цвета – скульптуры Константинова разных лет – показывают, как художник работал с простым формами, объёмами. Как соединял и сталкивал разные материалы. Как дерево или камень становились в его руках листом бумаги.