Музей русского импрессионизма представляет работы художников группы "13"

07 февраля 2024 19:31
В тридцатые годы, когда в СССР угасает авангард и насаждается соцреализм, художники группы "13" выбирают уникальный творческий путь.

Музей русского импрессионизма представляет работы группы "13". Это название объединение получило по количеству участников первой выставки в 1929 году. Ксения Луженкова продолжит.

Их называют раннесоветскими эстетами. В тридцатые годы, когда в СССР угасает авангард и насаждается соцреализм, художники группы "13" выбирают уникальный творческий путь. "Они равнялись на то, что делали их одногодки в других европейских странах. И здесь, на этой выставке, мы помещаем рядом работы французов, на которых ориентировалась группа "13" – Отон Фриез, Эдгар Дега, и их собственные работы. И оказывается, что мастера группы "13" – это, действительно, мастера мирового уровня", – рассказала директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

Графики и живописцы группы "13" в своих работах обращаются к художественной классике. "Это рисунок Татьяны Мавриной. Это ее иллюстрация к Лермонтову, которая удивительно похожа на работу Теодора Жерико, которую мы показываем рядом. Это начало XIX века, Жерико – великий рисовальщик, конечно", – пояснила куратор выставки Надежда Плунгян.

На выставке собраны живописные полотна Сергея Расторгуева, документальные рисунки Антонины Софроновой – всего в экспозиции работы 20 мастеров. Основатели группы "13" – Николай Кузьмин, Даниил Даран и Владимир Милашевский – познакомились в редакции газеты "Гудок". Каждый иллюстрировал рассказы популярных писателей. Именно эстетика беглого газетного рисунка сформировала творческую концепцию объединения. Художники хотели запечатлеть мгновения быстро меняющегося мира. Так, Владимир Милашевский изобрел особую технику – "темповый рисунок".

"Это рисунок с натуры, который делался мгновенно, без всяких поправок. И если лист не получался, он просто выбрасывался. Зарождающаяся культура нового советского рисунка очень серьезно, интеллектуально подходила к самой проблеме натуры – ее скорости, темпа, артистизма", – добавила Надежда Плунгян.

Рисовали быстро. Если под рукой не оказывалось карандаша, использовали подручные материалы. Например, этот портрет Исаака Бабеля написан спичкой. На выставке разместили тактильные станции для незрячих посетителей. Картины воссозданы в ароматах. А работа Надежды Удальцовой "Армения. Осень" стала объемной при помощи ультрафиолетовой печати. "Мастера тактильных моделей пытались передать движение ветра, и, конечно, здесь есть основные фигуры. Это женщины, работающие в поле, и на самом деле эти женщины в своей динамике выглядят как часть пейзажа", – отметила руководитель программы "Особый взгляд" благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт" Ксения Дмитриева.

Как художественное объединение группа "13" существовала всего три года. Но взаимодействие между художниками продолжалось еще полвека – выставка прослеживает их творческие поиски до 70-х годов.