Спектакль "Двое на качелях" вернулся на сцену "Современника"

10 февраля 2024 19:05
Дебютная режиссерская работа Галины Волчек была одним из символов театра. Почти 30 лет постановка по пьесе Уильяма Гибсона была в афише.

Спектакль "Двое на качелях" вернулся на сцену "Современника". Дебютная режиссерская работа Галины Волчек была одним из символов театра. Почти 30 лет постановка по пьесе Уильяма Гибсона была в афише. О том, каким получился восстановленный спектакль, узнала Яна Музыка.

1962 году "Двое на качелях" стали режиссерским дебютом Галины Волчек. Несколько раз обновлялся состав и менялись внутренние интонации. Но интерес в пьесе сохранялся и у публики, и у худрука "Современника". Так что в 2015-м Волчек вернулась к этому материалу и выпустила новый спектакль. И теперь эта постановка возвращается в репертуар. Создатели новой версии спектакля провели огромную исследовательскую работу. Изучили архивы, историю постановок, видеозаписи спектаклей, мемуары участников, рецензии разных лет, отзывы зрителей. И сохранили прежние декорации.

Сценическое пространство в 2015 году создал художник Павел Каплевич. Он вспоминает, как предложил Галине Борисовне несколько вариантов. Была идея использовать кинетические шары. И версия, в которой комнаты героев находятся на разных уровнях и их соединяет эскалатор, как в метро. А потом Каплевич вынул из рукава туз. "Существует внутреннее наполнение стен. То есть есть все коммуникации, все светодиоды, всё проходит. Но при этом стен самих нет. Такая прозрачность и незащищенность героев перед огромным миром: это одна из версий. Её мы приняли и сделали", – рассказывает художник-постановщик Павел Каплевич.

В большом городе встретились два одиноких человека. Неудачливая танцовщица и адвокат, которого бросила жена. Предельно простой сюжет и понятная каждому боль. "Это спектакль о любви. Про силу человеческого духа. Про то же, насколько мне известно из архивов, ставила Галина Борисовна", – говорит актриса Татьяна Бабенкова.

На роль Джерри художественный совет театра "Современник" пригласил актера Юрия Чурсина. Артист уточняет: самым важным в этой работе было найти в пьесе сегодняшние, актуальное. "До тех пор, пока нам не будет комфортно в нашем одиночестве, у нас ничего не получится. Мы не сможем дарить ничего другому человеку, пока не поймем, кто мы такие есть. То есть нужно встретиться с самим собой в одиночку. Нам показалось, что сейчас именно такое время, время настоящих вопросов: что мы есть такое? что такое любовь? что для нас отношение к смерти? что такое отношение к одиночеству? Сейчас они звучат актуально", – считает актер Юрий Чурсин.

Эти двое расстались, но с героями произошло самое главное – благодаря отношениям они оба стали лучше.