Секреты ресторана "Метро" в довоенном Сталинграде раскрыли волгоградские краеведы
Мало кто знает, но в довоенном Сталинграде было настоящее метро. Тоже под землей, но предназначение другое. Попасть из пункта "А" в пункт "Б" было нельзя, а вот отведать различных блюд – вполне возможно. Ни о какой подземке речь, конечно, не идет. Название "Метро" получил уникальный по архитектуре ресторан, с видом на Волгу. Его строительство началось в 30-е годы, сразу после благоустройства сталинградской набережной. Берег реки был буквально изрезан большими и малыми оврагами, поэтому территорию засыпали и срезали. Появилась необходимость и в новом путепроводе.
"Родилась идея: этот путепровод сделать как акведук какой-то. Транспортную какую-то часть. Тогда появилось сооружение всем известное, сначала подземное. Оно появилось как общественный туалет, между прочим. Тоже писала об этом газета "Молодой ленинец". Но сталинградцы посчитали, что там красивая набережная вырисовывалась, что может быть на таком месте видном сделать какой-то другой объект, тогда переоборудовали это здание подземное, переоборудовали под цветочные павильоны, цветы продавали. И через некоторое время сделали реконструкцию. И Александр Сергеевич Кулев, в то время молодой архитектор, предложил вариант "Метро" – ресторана, там были применены неплохие отделочные материалы", – рассказал профессор кафедры архитектуры зданий и сооружений ИАиС ВолгГТУ Петр Олейников.
Архитектор Александр Кулев, вероятнее всего, вдохновлялся передовыми темпами строительства московской подземки. И, как говорят краеведы, на снимках сталинградского ресторана, действительно, можно разглядеть элементы станции метро. Располагалось заведение общепита неподалеку от места, где сегодня стоит ротонда. Кафе пользовалось популярностью не только у сталинградцев, попасть сюда стремились гости города, приплывающие по Волге.
"Архитекторы хорошо вписались в рельеф, естественно, использовали этот рельеф. Это очень важно для того, чтобы разнообразить какую-то архитектуру не только лестницы: не только склоны, не только съезды, но и объекты, к которым можно подойти. Там ведь, в проектах, если посмотреть, были очень интересные решения", – отметил профессор кафедры архитектуры зданий и сооружений ИАиС ВолгГТУ Петр Олейников.
"Стояли семь колонн, они, похоже, были с каннелюрами – специальные продольные желобки. В одном месте писали, что отделывались под темно-малиновый мрамор, а в другом месте, что под гранит. Внутри тоже стояли семь колонн, которые поддерживали потолок, там как раз лозы виноградные, уже фигурки. И специальные такие квадратные плиточки", – пояснил историк, краевед Сергей Иванов.
Здание смогло уцелеть и во время Сталинградской битвы. Вот этот снимок, как говорят краеведы, сделан уже после кровопролитных боев. На заднем плане можно разглядеть разрушенные здания и сталинградское кафе, – сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ".
"Здесь осенью 1942 года расположился один из крупнейших госпиталей, эвакоприемник № 54. Здесь было 1167 раненых эвакуировано. Когда немцы уже захватили вот эту часть берега. С 24 по 27 сентября бронекатерами и днем и ночью, под прикрытием дымовой завесы здесь вытаскивали раненых, вот эту часть захватили фашисты. Есть же снимок известный фашистский, где на фоне летчика Хользунова, памятника, как раз немецкие окопы, пулеметы смотрят в сторону Заволжья", – сказал историк, краевед Сергей Иванов.
После Сталинградской битвы Центральной набережной решили придать новый облик, вписать в него ресторан не удалось. Так "Метро" оказалось в прямом смысле под землей: территорию засыпали. Могли ли уцелеть какие-то элементы кафе, например, колонны, об этом до сих пор продолжают спорить. Одно ясно точно: волгоградская набережная обрела свой легендарный вид. И сегодня считается одной из лучших и красивых в стране.