В Московской консерватории исполнили "Рапсодию в голубых тонах" Гершвина
Исполнилось 100 лет со дня премьеры легендарного сочинения Джорджа Гершвина "Рапсодия в блюзовых тонах". В честь этой даты в Московской консерватории выступил Большой джазовый оркестр Петра Востокова и пианист Алексей Беккер — они исполнили сочинение Гершвина в первоначальной, авторской версии. Подробности у Дженнет Арльт.
Дата и место – эти данные были обязательным условием для концерта Большого джазового оркестра Петра Востокова. Дата – 100 лет со дня первого исполнения Рапсодии Гершвина в Нью-Йорке, место – зал Московской консерватории: здесь, в 1945 году, произведение, никогда прежде не звучавшее в Москве, было исполнено Большим симфоническим оркестром под управлением Николая Голованова. За роялем тогда солировал корифей советского джаза Александр Цфасман.
Если в России признания пришлось ждать 20 лет, то у себя на родине в Нью-Йорке "Рапсодия в блюзовых тонах" в одночасье, сразу после премьеры в феврале 1924 года, прославила молодого композитора. Свое революционное для того времени сочинение 100 лет назад представил сам автор и покорил искушенную публику. А в числе слушателей были известные музыканты, критики, композиторы, среди которых — Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский.
100 лет спустя в Большом зале Московской консерватории звучит именно авторская версия 1924 года, ныне практически неизвестная широкому кругу любителей музыки. Гершвин писал именно рапсодию — произведение в свободном, импровизационном стиле, и для джазового оркестра, но с элементами европейской классики. "Джордж Гершин никогда сам не слышал симфоническую версию, потому что к моменту её переоркестровки для симфонического состава, он уже был мёртв. А сделал эту симфоническую версию Ферде Грофе в начале 40-х годов, её-то все и знают. Джордж её никогда не слышал", – рассказывает художественный руководитель Большого джазового оркестра Пётр Востоков.
Алексей Беккер, пианист: "Для меня очень важно продемонстрировать блюзовую сторону этого произведения, то, что хотел как раз показать Гершвин".
Рапсодия, когда-то написанная в виде эксперимента, стала одним из музыкальных символов прошлого века и подарила миру новое направление, которое позже назовут симфоджазом. Спустя сотню лет, она звучит свежо и актуально, обогащая репертуар одновременно и симфонических, и джазовых оркестров.