Театр имени Якобсона показал три балета на сцене Александринки
Калейдоскоп современной хореографии на сцене Александринского театра Петербурга. Cвои спектакли показал Театр балета имени Леонида Якобсона. Представили премьеру "598 тактов" на музыку Карла Баха, цикл миниатюр "Роден" и балет "Озорные частушки" – в этом году он номинант на "Золотую маску". Впечатления от Екатерины Грициенко.
Вспышки страсти и вечный поиск. Сквозь ткань бессюжетного балета проступает силуэт историй. Главный герой и рассказчик "598 тактов" – человеческое тело. Неповторимое и одновременно похожее на другие. "Три разных фактуры ткани при свете создают игру и дают образ очертания человека, оставляя при этом его телесность и душу", – заметила художник по костюмам Елена Трубецкова.
Неожиданный выбор хореографа – произведение Карла Филиппа Эммануэля Баха, сына великого композитора. Все 598 тактов клавира легкие и земные. Ни один не заигрывает с вечностью. Небесное и земное, душевное и телесное – всё согласует и уравнивает мягкий фиолетовый цвет. Символ одухотворенности, как изящно объясняет художник спектакля. У фиолетовых стульев на сцене есть своя прозаичная история. "Мы подумали, что мы хотим на сцене предъявить цвет как нечто формирующее. Я как раз сидел с этим шарфом. Тогда мы сошлись, что это цвет, который мы хотим видеть сегодня на сцене. Мы решили, что фиолетовый – это новый синий", – поделился хореограф Вячеслав Самодуров.
Где краски пляшут, как в калейдоскопе, так это в балете "Озорные частушки". Осколки образуют то один, то другой витраж. Сначала отсылают к русскому авангарду, а потом и вовсе сходятся в платок с бахромой. Косоворотки, четкие линии и кислотные цвета – все уместно на ярмарке XXI века. В категории "Работа художника по костюмам" спектакль номинирован на премию "Золотая маска". "Здесь точно есть отклик музыкальный, потому что музыка орнаментальная. Вы можете обратить внимание насколько контрастный костюм. Он черный и белый. Есть абсолютно простые цвета, есть также уже более сложные", – рассказал премьер театра балета им. Леонида Якобсона, заслуженный артист России Андрей Сорокин.
Эта орнаментальная музыка – произведение Родиона Щедрина. "Озорные частушки" – результат фольклорных экспедиций композитора и его горячей любви к народному искусству. "Частушки" Щедрина были настолько озорными, что прославились на весь мир. За право представить американскую премьеру боролись сразу два оркестра. Артур Фидлер опередил Леонарда Бернстайна на несколько недель. Не дремали и хореографы, мечтавшие поставить балет на новую музыку. Первым к этой музыке обратился Леонид Якобсон. В 1970-м появился телебалет Натальи Рыженко. С внутренним ритмом современного зрителя куда лучше совпадают новые частушки. Клиповое сознание требует бесконечной череды. Черные порталы, словно экраны телефонов, каждую секунду выдают разные картинки.
Вячеслав Самодуров, хореограф: "Меня иногда даже пугает тот способ, которым я потребляю информацию. Иногда это просто заголовки. Я читаю заголовок и думаю, что знаю, про что вся статья. Краткость действительно стала сестрой таланта". Вячеслав Самодуров увеличил "Частушки": сначала фортепьянная, потом версия для оркестра. Он довел темпы до сверхскоростных. Балет аллегро без единого замедления. Танец на грани нервного срыва.