Музей литературы имени Даля исследует эпоху романтизма

16 февраля 2024 09:15
Двоемирие – главное условие для художника-романтика.

От элегии до хоррора – новый проект Государственного музея истории российской литературы имени Даля исследует эпоху романтизма. Этот период ознаменовался появлением новых героев, тем, жанров и образов, которые выходили за рамки классицизма. Юлия Кундрюкова продолжит.

Примерно так мог выглядеть письменный стол поэта или писателя-романтика. Сверху – портрет Байрона, на столе – его же поэма в переводе Жуковского, пепельница с цитатой из Пушкина. Рядом – книжные полки, на которых – немецкий романтик Новалис, "Опыты" Батюшкова и стихотворения Баратынского. В России романтизм был принят со всей широтой души. "Романтизм – это такой пожар, позитивный, естественно, стилистический, который охватил всю Европу, потому что в центре жизни, в центре искусства оказался человек-творец, человек, который в любой отдельно взятый момент стремится к бесконечности. Немцы называли его чувства "томление", – пояснил директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак.

Двоемирие – главное условие для художника-романтика. Есть реальность, но существует и параллельный мир идей, образов, бурных чувств и ярких эмоций. Для этой выставки музей Пушкина предоставил картину с уникальной историей: ее видел юный поэт, когда бывал у Жуковского, ему-то она и принадлежала. Более того, немецкий художник Каспар Давид Фридрих написал эту картину ко дню рождения Василия Жуковского. "Здесь всё соединяется и всё сплетается. Эта работа – своеобразный символ романтизма в нашей стране, которая имеет за собой имя величайшего немецкого художника и нашего величайшего романтика – Василия Андреевича Жуковского", – отметил директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев.

На выставке есть даже экспонат из Палеонтологического музея. Этот череп как символ интереса к прошлому. Оно захватывало романтиков: там так много загадок, судьбоносных событий, переломных моментов, а в центре – яркий и свободный герой. Интерес к истории у романтиков был огромным. И, возможно, только в эпоху романтизма творцы могли без зазрения совести восхищаться образом врага, как это было, например, с Наполеоном – идеальным романтическим героем. Один из главных романтических жанров в поэзии – это элегия. Целый зал здесь посвящен элегии Жуковского "Невыразимое". На стенах – цитаты с выделенными словами: романтики первыми стали так глубоко и ярко описывать чувства и эмоции. А вдохновением для них часто становилась природа. "Жуковский об этом пишет, что мы не просто видим воду, мы видим дрожание вод, мы видим пожар заката. И всё это мы можем не просто увидеть, а описать словами", – рассказала куратор выставки Марина Краснова.

Финал экспозиции – в зале, который посвящен фольклору. Европейский романтизм обращался к эпосу, а российский – к былинам, сказкам и песням. Ну, и, конечно, какой романтизм без пугающего параллельного мира, или, как сейчас говорят, хоррора. В отдельном зале – дом с привидениями. На стене – иллюстрации к гоголевской повести "Портрет" – жуткой истории про сходящего с картины старика и его ужасные глаза, которые смотрят как живые. Романтизм и есть та странная сила, которая способна связать два мира – реальный и фантастический.