Строевым музыкантам XIX века посвятили выставку в музее Бородинской битвы
Трубы и барабаны, валторны и литавры звучали 200 лет назад в походах и на полях сражений. Выставка, посвященная строевым музыкантам того времени, открылась в музее-панораме "Бородинская битва". Ксения Луженкова осмотрела экспозицию.
Флейты и гобои, литавры и барабаны. Двести лет назад эти инструменты звучали в походах, на полях сражений и на парадах. Например, серебряная Георгиевская труба служила военной наградой за кампанию 1807 года. "Для многих военные музыканты, военные оркестры – это прежде всего парады. Это прежде всего музыка, которая звучит на балах и так далее, то есть развлекательная музыка. Не все знают о том, что военные музыканты – это достаточно практическое применение в войсках – "строевые музыканты" их называли. Это в основном барабанщики. Это трубачи", – поделился директор Музея-панорамы "Бородинская битва" Владимир Преснов.
В период войны с Наполеоном в состав каждого полка входили строевые музыканты. Они исполняли звонкие и узнаваемые мелодии боевых команд. Этот своеобразный язык военной музыки позволял передавать приказы на расстоянии. Труба была сигнальным инструментом в кавалерии. Барабан – в пехоте. На выставке можно услышать настоящие боевые команды начала XIX века. Достаточно отсканировать кьюаркод. Так, к примеру, звучал сигнал тревоги.
В экспозиции воссоздан сюжет из воспоминаний партизана Дениса Давыдова о пятнадцатилетнем французском барабанщике. "Крестьяне привели ему пленного молодого барабанщика французских войск, которого звали Винсент Бот. Голодный, холодный, уставший. Денис Давыдов его пожалел, взял в свой отряд, переодел в русскую одежду", – рассказала заместитель директора Музея-панорамы "Бородинская битва", куратор выставки Виктория Павленко.
И русские, и французские строевые музыканты носили яркие мундиры, чтобы в бою военачальники могли легко их опознать и передать команду. "Из Пруссии к нам перешли вот эти нашивки из басонной тесьмы в виде треугольничков, которые нашивались на рукава. У них были красные султаны на касках или киверах, потому что офицер должен был видеть своих музыкантов", – добавила Виктория Павленко.
Восстановить облик военного музыканта удалось благодаря офортам Льва Ивановича Киля, художника-баталиста, участника войны с Наполеоном. В экспозиции представлены русские, французские и прусские мундиры.