Последний народный артист: в "Ленкоме" вспоминают Олега Янковского
Исполнилось 80 лет со дня рождения Олега Янковского. Актер неограниченного диапазона и невероятной органики – за это его любили зрители. А коллеги – за "внутреннюю навигацию", которая не давала ошибаться в выборе ролей и поступков. Об Олеге Янковском вспоминают артисты его родного "Ленкома".
Народный артист России Иван Агапов: "Распался СССР, а Олег Иванович остался последним народным артистом. И он действительно был народный артист. По-моему, его знали все и в СССР, и в России – женщины, мужчины, политические деятели, домашние животные и те знали, потому что он был удивительно популярен".
Народная артистка России Александра Захарова: "Мой отец говорил, что он как кошка. На него не надо ставить свет, его можно снимать с любого ракурса. Например, в спектакле "Чайка", появившись таким красивым, преуспевающим, хорошо одетым художником, писателем, он проследил деградацию этого человека в течение спектакля. Он притащил какие-то салфетки и стал засовывать себе в рот, чтобы у него изменилась внешность. Это было очень здорово! Он превращался в такого страшного обывателя, жуткого человека".
Иван Агапов: "Он, прежде чем предложить что-то свое, раз 38 попробует то, что ему предложит режиссер. И если уж совсем не получается, говорит: Марк Анатольевич, а можно я предложу вот что. Он как-то на "Чайке" предложил, чем озадачил Марка Анатольевича: "А можно я тут буду ходить?" Марк Анатольевич очень искренне спросил зачем. – На нервной почве. Тот говорит: Олег Иванович, Станиславский обзавидовался бы такому психологическому обоснованию, что на нервной почве".
Народный артист России Александр Лазарев: "Это шутка, но у нас только ленивый не показывает Янковского в театре. И до сих пор, кстати говоря. Олег Иванович мощный след оставил в жизни всего нашего театра, в особенности моего поколения. Частенько разговаривают, как Янковский, так мы шутим друг с другом".
Иван Агапов: "Кто-то из критиков написал: можно было бы написать, что артист Янковский хорошо играет Гамлета, плохо играет Гамлета, а он никак не играет Гамлета. И он очень обиделся. Многие думают, что он был джентльменом, денди в белом костюме, что ничто не способно было выбить его из седла. На самом деле выбивало. И вот эта статься его выбила. И он роль Гамлета, мирового репертуара, взял и любовно передал Дмитрию Анатольевичу Певцову. Сам, как режиссер, как педагог, как старший товарищ, его вводил. И сказал: всё, я больше это играть не буду [...]. Глядя сейчас на Олега Ивановича, понимаешь, что удалось прикоснуться, постоять на одной сцене, поиграть с большим, великим артистом. Я думаю, под этим подпишутся все, кто с ним работал".