Фильм "Дагомея" – победитель "Берлинале-2024"
На 74-м Берлинском кинофестивале победил документальный фильм "Дагомея" – о возвращении в Африку культурных ценностей, вывезенных колонизаторами. Многие критики уже назвали это решение жюри по меньшей мере спорным. Об итогах Берлинале расскажет Станислав Анисимов.
Актриса Лупита Нионго объявляет победителя "Берлинале": "Золотой медведь" отправляется в Африку. Документальная лента режиссёра Мати Диоп – "Дагомея" выполнена в репортажном стиле. Она посвящена возвращению предметов искусства из парижского музея на родину, в африканскую страну Бенин. Само королевство Дагомея прекратило своё существование ещё в начале XX века. Вывезенные французскими колонизаторами артефакты возвращаются в получившее независимость в 1960 году государство. Решение жюри назвали противоречивым и политизированным, лента скорее отвечает нормам актуальной повестки, нежели высоким художественным запросам фестивальной публики.
Лента современного южнокорейского классика Хон Сан Су "Нужды путешественника" получила гран-при. История учительницы французского языка в исполнении Изабель Юппер, которая пытается освоится на новом месте, как всегда минималистична и лирична. "В любом путешествии важна цель. И желание, которое есть внутри самого путешественника. Главное, чтобы во время перемещения не потерять самого себя, где-то по пути", – считает режиссер Хон Сан Су.
Пародийная фантастика Брюно Дюмона "Империя" получила приз жюри. Однако история о вторжении инопланетян на Землю вызвала целый шквал критики. Но Дюмону не привыкать: взлеты и падения – нормальный ритм его кинокарьеры. "Обожаю жанр космической оперы. Это отличный способ обратиться к самой широкой аудитории и рассказать о серьезных вещах. С юмором, конечно", – говорит режиссер Брюно Дюмон.
Лучший приз за режиссуру получил экспериментальный докуфикшен Нельсона Карло де лос Сантос Ариаса "Пепе", о единственном бегемоте, убитом в Америке. Пепе жил в личном зоопарке наркобарона Пабло Эскобара, а после его смерти оказался на воле в Колумбии. Повествование на экране ведётся от лица, а точнее морды погибшего гиппопотама.