Музей архитектуры представляет выставку "Тайны соборов эпохи Ивана Грозного"

01 марта 2024 19:30
Экспозиция посвящена тайнам соборов эпохи Ивана IV. Сегодня, благодаря новым научным методам, появилась возможность реконструировать утраченные храмы XVI века.

Новая выставка в Музее архитектуры имени Щусева представляет результаты недавних исследований. Экспозиция посвящена тайнам соборов эпохи Ивана Грозного. Сегодня, благодаря новым научным методам, появилась возможность реконструировать утраченные храмы XVI века. Репортаж Алии Шарифуллиной.

Никакой мистики и потусторонних сил. Стены соборов эпохи Ивана Грозного хранят совсем другие тайны – архитектурные, разгадать которые пытались самые разные специалисты на протяжении четырёх веков. Уже сегодня исследования позволяют представить искажённые перестройками древние соборы в первоначальном виде, реконструировать облик храмов, разобранных более 200 лет назад, увидеть чудом сохранившиеся фрагменты фасадного декора и узнать о мастерах, создавших архитектурные шедевры грозненской эпохи. "Для специалиста важно понимать, как это сделано, это свидетельствует об уровне развития технологий, о мировосприятии людей того времени, когда это создавалось, об уровне развития материальной культуры. Но ведь это просто интересно и широкому зрителю, потому что когда мы приходим, например, на Красную площадь, мы видим лишь яркую оболочку. Узнать, как это работает изнутри, на уровне законов физики, разве это не любопытно?!", – размышляет директор Музея архитектуры им. Щусева Наталья Шашкова.

Одной из главных загадок грозненской архитектуры является многопредельный Борисоглебский собор в Старице Тверской области – единственный пятишатровый каменный храм древнерусской архитектуры. Его разобрали по причине ветхости в 1803 году. Здесь впервые представлены все известные на сегодня источники научной реконструкции храма, а также предметы фасадного декора: керамические иконы "Распятие" и "Спас Нерукотворный", созданные в 1561 году; фрагменты, найденные во время археологических раскопок. "Здесь мы показываем и большое количество графики, которые представляют собою бесценные исторические источники, потому что это рисунки исследователей архитектуры и русской керамики, которые зарисовывали сохранявшиеся тогда в начале XX века фрагменты изразцов, фрагменты керамических икон", – отмечает куратор выставки Юлия Ратомская.

Собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, считается главным архитектурным событием грозненской эпохи. На протяжении столетий он вызывал искреннее восхищение, но его необычные формы воспринимали по-разному, как "произведение готической архитектуры", как "причудливое смешение стилей мавританского, ломбардского, византийского…". До сих пор тайной остается не только имя автора, но и его происхождение. "Родилась легенда о Барме и Постнике, которые якобы впоследствии были ослеплены Иваном Грозным, это всё сказки. Реальная история хранится в самих этих соборах. Их стены, конструкции, декор, а также сопутствующие документы дают нам возможность анализировать их структуру, особенности и понимать, кем же они создавались", – добавила Юлия Ратомская.

Чтобы зрители максимально полно могли погрузиться в зодчество эпохи Грозного, в экспозицию собрали фрагменты фресковой живописи, подлинную архитектурную керамику XVI столетия, гравюры, литографии, обмерные чертежи, а ещё современные графические реконструкции, которые демонстрируют, как удавалось создавать такие сложные храмовые сооружения.