Юрий Еремин отмечает юбилей
"Единственно, чем сегодня можно взять зрителей, так это эмоциональным участием. Если искусство не воздействует на струны души, то оно никому не нужно", – говорит Юрий Ерёмин. Народному артисту, режиссёру Театра имени Моссовета сегодня исполняется 80 лет. Валерия Кудрявцева – подробнее.
О Юрии Еремине с удовольствием и любовью вспоминают известные артисты и режиссеры, связывая его имя с собственным успехом, творческими находками, радостью от работы. Рассказывают о его уникальном юморе и феноменальной способности буквально за несколько часов объяснить систему Станиславского так, чтобы понятно и на всю жизнь. "Мне теперь никто не нужен. Я всё знаю сама, все сделаю сама, умею разбирать пьесу, сценарий любой, я знаю от чего стартовать и к чему прийти. Я умею действовать на сцене, чувствовать подлинно. Потому что систему Станиславского в меня Еремин вживил", – делится заслуженная артистка России Екатерина Гусева.
При этом сам Юрий Еремин – человек крайне закрытый – интервью не дает, не публичен, все и всегда говорит своими спектаклями. "Я когда-то давно, будучи студентом, Юрию Ивановичу сказал: "Юрий Иванович, мне бы в моем дальнейшем творчестве хотелось бы.. И он сказал: стоп, стоп, стоп. Значит, творчество – у Алены Апиной, а у нас с Вами, если Вы мой ученик, всю жизнь будет работа. Трудная, кропотливая, неблагодарная работа, и тогда вы можете считать себя моим учеником". Не могу сказать, что мне тогда очень понравилось, но в этом – вся суть Юрия Ивановича", – вспоминает режиссёр, заслуженный артист России Евгений Писарев.
Ученик Павла Хомского, Юрий Еремин работал в Ростове-на-Дону, затем возглавлял театр Советской Армии – именно тогда его узнали, а на его спектакли было не попасть. Позже был театр Пушкина, одной из легенд которого до сих пор остается "Палата №6". "Нас зрителей проводили сложными путями через трюм театра Пушкина на сцену, мы оказывались на сцене, но сцену было не узнать, потому что на ней стояла деревянная клетка с щелями, прорезями. Вокруг нее, которая и являлась палатой №:6, стояли стулья, и мы смотрели спектакль, заглядывая в эти щели. Потом такого стало много, но тогда, в 89-м году, когда только окончил школу, я первый раз увидел такой театр. Этот спектакль объездил все, он и в Авионьоне был, все большие фестивали объездил", – рассказывает Евгений Писарев.
С 2000 года, почти четверть века, Еремин – режиссер Театра Моссовета. Здесь он ставит репертуар невероятно разнообразный, русскую и зарубежную классику, и даже мюзикл – "Кастинг". Еремину всегда интересно искать и пробовать новое. "Он из тех режиссеров, которые рождают в тебе скрытые возможности, которые у тебя есть, а ты про них ничего не знаешь. И в каждом спектакле было что-то такое, что было неведомо", – говорит заслуженная артистка России Евгения Крюкова. Новое и неведомое открывал Еремин, работая с Георгием Тараторкиным, Александром Яцко, Виктором Сухоруковым и другими звездами Моссовета. "Он как-то видит спектакль задолго до того, как собираются артисты и начинается работа. Прежде, чем приступить, он видит спектакль визуально, что на сцене должно быть, в каких костюмах актеры – он всё видит", – отмечает народная артистка России Ольга Остроумова.
Редкие кадры, снятые во время репетиций, чуть-чуть приоткрывают завесу тайны над режиссерской кухней Юрия Еремина. Но лишь для того, чтобы соприкоснувшись раз, захотелось прийти и увидеть его спектакли.