"Гордая" – премьера на сцене Театра на Бронной
Спектакль "Гордая" – премьера на сцене Театра на Бронной. Режиссер Кирилл Вытоптов адаптировал к современным реалиям роман "Униженные и оскорбленные" Достоевского. Зачем понадобилось менять название первоисточника – расскажет Яна Музыка.
На сцене – конструкция, которую жители мегаполиса назвали бы "ракушка". Для многих это воплощение унылости и убогости городской среды. Сжимающее, холодное пространство. Атмосфера гаражной распродажи. Вот такой Петербург Достоевского. По предварительной оценке режиссера, эта постановка на 95% – текст Достоевского, и 5% – это дописанные реплики. Переворот в названии – роман "Униженные и оскорбленные" – спектакль "Гордая" – задает особый вектор. Преодоление страдания и выход к внутренней силе.
А еще смена названия открывает возможность для иронии. Главный герой спектакля – 25-летний автор нашумевшего романа "Благодеяние и поощрение". Иван Петрович – Петрович это фамилия – пришел к ведущим популярного подкаста рассказать о своих новых записках. Записки – это литературный жанр, а не на холодильнике, поясняет ведущая подкаста. Иван Петрович перенес действие своих записок в XIX век, чтобы никого не унизить и не оскорбить. Правда, одно имя оставил подлинным – Наташа. Так что, отмечают ведущие, намечается лав-стори.
"У нас есть время внутри подкастов, которые пронизывают всё действие, это время современное. Там встречаются современный автор, современные ведущие. Но сам спектакль это, по сути, и есть его роман, и он выполнен, скажем так, в ключе исторического полотна, с разными историческими персонажами, с костюмами. То есть мы пытаемся найти микс эпох", – пояснил режиссер Кирилл Вытоптов.
Актер Богдан Жилин уверяет: он не из любителей пострадать, так что роль – на сопротивление. Чтобы лучше понять характер своего персонажа, консультировался с психологом. "Он как раз полужертва, полуспасатель. Он настолько упивается чувством, что кому-то помог, что совсем забывает смотреть на свои "болячки". Кто читал роман, знает, чем это всё оборачивается", – рассказал актер Богдан Жилин.
Достоевский – мастер сюжетной интриги. Незаконные дети, утраченное состояние, злодей, к которому сходятся все нити. Но для режиссера этот спектакль в первую очередь о том писателе, который создает текст. "Акт творчества – это всегда возможность что-то переосмыслить, каким-то образом упорядочить определенные события, расставить их по полочкам, что-то внутри себя отжить, с чем-то расстаться, что-то отпустить", – добавил Кирилл Вытоптов.
Эпитетом "гордая" в романе не раз характеризуются обе главные героини – Наташа и Нелли. Внутреннее достоинство – именно то, что помогает им справляться с жизненными драмами и трагедиями.