Выставка "Икона "Богоматерь Боголюбская" Новое обретение" во Владимире
Боголюбская Богородица – одна из первых икон, созданных на Руси. Написанная в середине XII века по заказу князя Андрея Боголюбского, она символизировала преемственность византийских духовных и державных традиций и выражала идею объединения русских земель вокруг нового центра – Владимиро-Суздальской земли, которой Боголюбская Божия Матерь оказывает небесное покровительство.
В этой иконе удивительным образом сочетаются целые пласты византийских и древнерусских традиций, с ней пересекаются различные темы, затрагивающие истоки русской культуры, истории и искусства.
На протяжении столетий все важнейшие события жизни русского народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, в трудные моменты приходящей ему на помощь, избавляя от нашествия врагов, мора, голода и других бед.
К сожалению, сама икона за время своего бытования претерпела более 20 вмешательств и многократно находилась в условиях, драматично сказавшихся на ее сохранности. В результате пережитого этот памятник фактически превратился, по образному выражению, в "археологическую руину", а авторская живопись была "закована" многократными поздними записями.
Только благодаря труду нескольких поколений реставраторов навсегда, казалось бы, утраченный образ сегодня вновь возвращён к жизни. Работу над его восстановлением начали под руководством Игоря Грабаря ещё в 1918 году и вели до самого последнего времени. Хранение иконы, а тем более экспонирование её требует особых условий, строгое соблюдение которых позволит сохранить уникальный памятник.
"Сама икона бесценная, а история её реставрации, по сути, нового обретения, удивительна: на восстановление первоначального облика ушло около ста лет, – сказала генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева. – То, что лик Богородицы мы сможем увидеть практически таким же, каким его видел Андрей Боголюбский – это настоящее чудо, такого не случалось уже много веков. И экспонирование такого уникального памятника потребовало от нас новых проектных решений".
Зрителя поэтапно готовят к знакомству и встрече с древней реликвией. Экспозицию разместили в трёх залах. Один посвящён бытованию и почитанию образа. Другой рассказывает об огромной работе реставраторов. В третьем демонстрируется сама икона – центральная святыня и реликвия Владимирской земли.