В Новосибирске воссоздают первую машину Российской империи "Руссо-Балт"

19 марта 2024 07:57 ГТРК "Новосибирск"
Точную копию автомобиля военного министерства императорской России воссоздают реставраторы в Новосибирске

Машина уникальная, сделана из дерева, по своей прочности не уступает металлу. Три года ушло у сибиряков, чтобы найти чертежи. Глаза и руки Олега Рашидовича ─ главная мера точности. От станков мастер отказался намеренно, ведь в дореволюционной России каждую деталь для машины делали вручную.

"Руссо-Балт" считают родоначальником автопрома Российской империи. Эту модель выпускали для военного министерства. Машин требовалось много, поэтому, чтобы удешевить производство, решили делать автомобиль из дерева. В работе использовали только ценные породы ─ бук, ясень, дуб. По своей прочности они заменяли металл, но требовали особого подхода к сборке.

"Делаются тоненькие реечки, ламельки, по шаблону загибаются, когда клей полимеризуется ─ деталь готова. Причем, она получается прочнее, чем если бы была цельной", ─ рассказывает столяр-краснодеревщик Олег Сыртланов.

Модель машины была самым массовым выпуском для армии. На Руссо- Балтийском вагонном заводе в Риге создали 300 таких авто. После революции схемы оказались утеряны. Три года новосибирские реставраторы по крупицам собирали чертежи.

"Нам пришлось обратиться к конструкторам, которые помогли нам соединить чертежи. Олег Рашидович каждый чертеж дорабатывал, потому что многие детали не совмещались ─ не было точных размеров", ─ рассказывает руководитель парка музеев "Галерея времени" Владимир Курдюмов.

В парке музеев выставлена модель "Руссо-Балт", подобная той, что стояла в гараже у императора Николая II. Для современных механиков и литейщиков машина ─ настоящая загадка. Так, например, изготовление двигателя оказалось самым сложным процессом, но мастера намерены сделать его по старой технологии.

Репликой реставраторы свою машину не считают, говорят, это тот же "Руссо-Балт", воссозданный спустя 100 лет. Так, потолок внутри царского лимузина был обшит тканью с принтом из лилий, создатели нашли похожую и заказали в Турции. Есть в машине и оригинальные детали. Завод не изготавливал фары, их закупали в других странах. Год пришлось потратить создателям, чтобы найти одну ─ в Америке, другую ─ в Голландии. Реставраторы планируют выпустить всю линейку машин Руссо-Балтийского завода.