Спектакль "Голод" – премьера в МХТ им. А.П. Чехова
Спектакль "Голод" в МХТ им. А.П. Чехова – премьера по одноименному роману норвежского писателя Кнута Гамсуна. Эта постановка – попытка исследовать, как может измениться восприятие человека на пороге голодной смерти. Анна Шустер продолжит.
Исследовать крайние человеческие состояния – такую задачу ставили перед собой авторы спектакля по роману Кнута Гамсуна. Его герой – писатель, чей талант не востребован. Сочинения слишком сложны для массового читателя, редактор отказывается публиковать их и юноша остается без средств к существованию. Как голод меняет его сознание и может ли доведенный до отчаяния маленький человек, подобный герою Гоголевской "Шинели", противостоять жестокости мира. "Обратить внимание на более сложное добро было очень важно, потому что зло обладает более примитивными механизмами, а этот маленький человек более сложен, интересен", – поделилась режиссер Елизавета Бондарь.
Следуя внезапному порыву, юноша отдаёт ростовщику последний жилет, а почти все вырученные со сделки деньги жертвует нищему калеке. Гордыня не позволяет ему признаться в своей бедности окружающим. Чем ближе край бездны, тем сильнее голодные галлюцинации. Одна из них – живущая в замке девушка-мечта Илаяли. С ней герой отождествляет встречающихся ему в реальности женщин. "Голод" имеет отсылки к "Преступлению и наказанию" Достоевского. Свою героиню Полина Романова ассоциирует с Сонечкой Мармеладовой. "Девушка с низкой социальной ответственностью: она сама – это единственное, чем она может зарабатывать, поэтому и идет на жертвы, чтобы заработать денег и потом отдать их герою; в этом глобальная ассоциация, потому что Сонечка Мармеладова, которая тоже от бедности, обстоятельств, тяжелой жизни занимается точно тем же", – рассказала актриса Полина Романова.
Портрет главного героя видится иначе. "Ребенок, который живет какое-то время без любви – и хороший, и плохой, делает мерзкие вещи, но при этом ищет свою принцессу и контакт с Богом", – отметил актер Сергей Волков. Все оттенки настроений писателя отражены в музыке, это и классическое звучание фортепиано, и звуки ударов по натянутым струнам, подчеркивающий нервный поиск главным героем своего таланта. Звучат в спектакле и предметы, совершенно не ассоциирующиеся с театром. "Например, сантехническая такая труба. Есть персонаж Скорняк, и все его неуклюжие шаги изображаются скрипелкой", – подчеркнул композитор а Роман Пархоменко.
Для изображения голода композитор вместо барабанных палочек взял детские попрыгунчики. Скрежет резины по мембране раздается в спектакле не один раз. Во время самых важных моментов на сцене воцаряется почти полный мрак, но финал светлый и во многом происходящее здесь повторяет эпизоды из жизни самого автора романа Кнута Гамсуна.