"Под краской – сусальное золото": какие экспонаты хранит волгоградский Музей прялок
Равномерный и мелодичный стук старинной прялки слышен и сегодня – только не в деревенской избе, а в первом в регионе Музее прялок. У каждой – свое звучание и декоративная резьба. Самые красочные – с Русского Севера. Именно за богатое убранство эти прялки и приглянулись Анне Болучевской. Любовь к предметам старины волгоградка унаследовала от отца-художника. За три года женщине удалось собрать коллекцию, в которой более 60 прялок.
"Я хочу, чтобы как можно больше людей узнали, что у нас очень богатая традициями и историей страна, чтобы люди знали и любили это", – делится коллекционер Анна Болучевская.
Коллекционер ищет раритеты по всей стране и чаще находит в русской глубинке – в маленьких хуторах, поселках и деревнях на всем побережье Северной Двины вплоть до Белого моря. Одна из прялок датирована 1891 годом – вот только цифра 9 написана неверно из-за малограмотности крестьян. Часть еще одного ткацкого станка изготовлена в 1863 году. Есть и именные приспособления.
"Написано: "Сия прялка в деревню Ларионово Арине Петровне. 1905 декабря 7-го дня", – обращает внимание коллекционер.
Эта прялка обладает кинематографичной историей – служила декорацией при съемках российской исторической саги "Сказание о Коловрате". Все ткацкие конструкции – в рабочем состоянии.
Фрагмент старинного напольного деревенского коврика соткан именно на этом прядильном станке. Привезен из Вологодской области. По утверждению краеведов, это единственный прядильный станок в Волгограде, заправленный куделью. Из нее же сделана и сама нить.
Каждая прялка уникальна. Техники росписи разные – Шинкурская, Городецкая, Мизенская, Борецкая и Волховская, похожая на хохломскую. А сама прялка – как из сказки. Краска наносится поверх сусального золота.
"Все это, что светится, сусальное золото. Сюжет – катание: как правило, это жених едет к невесте, или они возвращаются обратно, что-то такое радостное, что в жизни происходило. Именно обрядовое", – поясняет коллекционер.
В музее собраны и предметы крестьянского быта конца XIX – начала XX века из Вологодской, Кировской, Архангельской областей. Корыта, медная братина и так называемые набирухи для сбора ягод. Есть даже вековые лапти. Задача – сохранить традиции прошлого.
"И относились так бережно не только к вещам, но и к своей семье, ко всему, что имело значимость и было дорого", – отмечает коллекционер.
"Я думаю, это необходимо как просветительская работа, чтобы дети интересовались и школьники приходили", – считает жительница Волгограда Нина Крылова.
В коллекции музея есть пока лишь одна прялка из Волгоградской области – из Дубовки. Техника ручного ремесленного труда всегда была распространена. Особой резьбой или росписью местные прялки не отличались. Их конструктивная особенность – в скорости.
"Это ремесло очень близко для нас, для нашего казачьего края. Бабушка вязала платки. У нас была коза – почешет, шерсть соберет, потом песни поет и прядет. И так интересно потом получалось", – рассказывает жительница Волгограда Ольга Жирнова.
"У нас в области тоже есть прялки донские. В каждом муниципалитете есть музей краеведения. Могут сделать интерактив свой, чтобы это пришло к людям", – подчеркивает директор Волгоградской универсальной научной библиотеки имени Горького Александр Лепещенко.
В интерактивном Музее прялок умельцы народных промыслов смогут проводить мастер-классы. Участвовать смогут и дети, и взрослые, – сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ".