"Шелк и бамбук" – новая выставка в Музее музыки
"Шелк и бамбук" – в Музее музыки. Выставка из программы перекрестного года культуры России и Китая представляет знаковые для Поднебесной материалы в непривычном для иностранца аспекте. Как из шелка и бамбука делают музыкальные инструменты, узнала Дженнет Арльт.
Шелк и бамбук – два главных материала, из которых в Китае делали музыкальные инструменты. Из бамбука – духовые, например Сяо, продольная флейта или губной орган, а из шелка делали струны для щипковых, например для этого великана – цинь, в Китае его называют королем всех инструментов. Философское значение этого дуэта многослойно, шелк – символ роскоши и красоты, а бамбук – долголетия, гибкости и стойкости, но еще он полый внутри, и от того, чем наполнит его музыкант – какими мыслями, эмоциями, чувствами – зависит звук, который он издает. "Мы хотели сделать выставку про музыку, у нас ничего не получилось, потому что нельзя сделать выставку сразу про музыку, если мы не расскажем часть философии цивилизации Китая. А она на самом деле достаточно серьезно отличается от идей, к которым привыкли мы", – поделился генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
Владение музыкальными инструментами было признаком благородства и аристократичности, музыкой занимались ученые мужи и правители, а Конфуций, например, среди всех инструментов выделял цинь и говорил, что прекрасная музыка обладает строго определенной структурой, которую нельзя нарушать, как нельзя преступать закон. "Само название цинь китайцы отождествляли с иероглифом дзинь – запрещать сдерживаться, то есть китайцы считали, что с помощью циня мы можем сдерживать свои чувства и приходить к золотой середине. Золотая середина – это краеугольное понятие конфуцианской этики", – пояснила композитор, исполнитель на гуцине Нина Старостина.
Гонги, барабаны, тарелки, которые использовались не только для музицирования, но прежде всего как сигнальные – в военных действиях и походах. Среди других национальных инструментов – пипа, прародитель лютни, и скрипка эрху. Все с шелковыми струнами. Отдельный раздел отдан Пекинской опере. Для непосвященного человека это театральное действие кажется странным и далеким от привычного гармоничного звучания. Этому есть объяснение: Пекинская опера состоит сплошь из символов. Например, основой для рисунка на лице является определенный, устоявшийся набор масок. Белый цвет – у антагониста, красный – у доблестных воинов, золотой – у аристократов. И, как каждое событие в Музее музыки, эта выставка "звучит": сопровождают экспозицию традиционная музыка Китая, фрагменты из произведений русских и советских классиков, а также сочинения современных китайских композиторов.