ФСБ России предупредила о циничных способах вербовки террористов
"Оружие привезем, – говорится в рассылке. – И предоставим именно вам. Нам нужно согласие от вас".
Принести бомбу в детскую поликлинику Сочи от школьника требовали сегодня в 9 часов вечера, обещая за массовое убийство три с половиной миллиона. Целью для его подруги назначили торговый центр.
"Задача была в том, чтобы заложить бомбу и начать обстрел всех в ТЦ "Море-moll" 29 марта в 15:00. У меня есть знакомые люди, которые работают в органах. Я их предупредил о том, что мне написали", – рассказал школьник.
Его знакомым предлагали заминировать школы. Итого, три случая – в одной компании. И так по всей стране. Москва, Челябинск, Пермь, Владимир, Омск, Калуга, Красноярск – сотни сообщений подросткам с анонимных аккаунтов в соцсетях и мессенджерах. Иногда с именами вязью и псевдопроповедями.
"Я слышал о Шафрановом городе. Это мои друзья встали на сторону мира и согласились начать гражданскую войну. Ты с нами?" – гласит еще одно сообщение от вербовщиков.
Другие сообщения приходят с телефонным кодом Украины и характерными лозунгами.
Третьи маскируются: "Ничего криминального. Просто доставить рюкзак с прямой трансляцией в Skype или Telegram".
И почти всегда угрожают: "Если вы не согласитесь, то я убью вас лично".
Смысл в такой примитивной вербовке на первый взгляд заметить трудно. Ведь поддаться на очевидную ложь и не понять последствий могут разве что совсем маленькие дети. Но стратегия преступников сложнее.
"Это "воспитание" определенных категорий граждан Российской Федерации таким образом с тем, чтобы снизить у них градус допустимого поведения. Сюда включаются не только такого рода рассылки. Сюда идет и сжигание Коранов, других религиозных текстов, издевательства над котятами-щенятами, их зверские убийства. Все для того, чтобы мы дальше могли пойти на какие-то более жесткие и суровые действия", – поясняет разработчик алгоритмов интернет-розыска Игорь Бедеров.
Иными словами, трагедия "Крокуса" дала преступникам очередной повод. А поводы могут быть разные. Похожими методами, возможно, вербовали кого-то из проносивших зеленку на избирательные участки – им теперь грозит реальный срок. До этого за попытки поджогов житель Ярославской области получил 8 лет, двое из Пензы – 8 и 11, а несовершеннолетний из Калуги – 6 лет. Террористка Дарья Трепова, которая убила Владлена Татарского и отправила в больницы десятки человек, просидит столько же, сколько прожила – 27 лет.
"В связи с резко возросшим количеством телефонных звонков и сообщений с подменных номеров с территории Украины ФСБ России призывает граждан бдительно реагировать на данные провокации. Отдельно необходимо проговорить с несовершеннолетними важность невступления в переписку с подобными абонентами. О всех подобных случаях необходимо немедленно информировать правоохранительные органы", – опубликовала сообщение на своем официальном сайте ФСБ России.
Откуда идет поток этих сообщений, определяют не по коду страны. Сам по себе он ничего не значит: это виртуальные номера, которые вполне законно используют в бизнесе, например, для одноразовых звонков с подтверждением пароля. Однако базы из России слишком просто отследить. Кому такие рассылки выгодны за рубежом – вопрос с очевидным ответом.
"На территории страны сервисы подмены телефонных номеров все находятся давным-давно под контролем властей. Отсюда мы делаем вывод, что они, конечно, используют иностранную инфраструктуру и иностранное программное обеспечение", – приходит к выводу Игорь Бедеров.
Чтобы уберечь ребенка от таких атак, в настройках телефонов и мессенджеров можно запретить прием звонков и СМС с неизвестных контактов. Есть еще спам-фильтры от операторов связи и "родительский контроль". И не столько функция с таким названием, сколько буквально – контакт со своими детьми.
"Психика детей еще очень подвижная. Важно рассказать ребенку: что бы ни случилось, мы всегда рядом, мы поддержим, нам можно рассказать, мы все это поймем и примем. Рассказать о тех опасностях, которые могут быть", – дает советы уполномоченный при президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова.
А самый простой способ – не отвечать на сообщения никак. Это один из многих случаев, когда молчание – золото.