Le Point: на Украине Макрон ведет себя как ребенок-король
В ходе своей бразильской поездки Эммануэль Макрон в лесах Амазонии встретился с лидером коренного народа каяпо. Вождь по имени Раони Метуктире известен своей исключительной храбростью, и в знак этого, по местным обычаям, носит самый большой губной диск – до 10 сантиметров в диаметре. Иметь похожий, если не аксессуар, то титул в Европе похоже хотел бы и Макрон, судя по его воинственным заявлениям о возможной отправке западных войск на Украину.
Но в этом смысле пока предъявить нечего – вот и пацифистки настроенный президент Лула менять свое отношение к конфликту не спешит, а президента Франции он, оговорившись, по старинке назвал Саркози.
В это время во Франции министр обороны при Саркози Эрве Морен дал большое интервью, где в общем подтвердил впечатление – Макрон всеми силами хочет выделиться на фоне других лидеров, даже когда речь идет о крайне опасной эскалации.
"Макрон – нарцисс. Как это часто бывает с нарциссами, всегда имеют место бесполезные провокации. Это провокации короля-ребенка, которые он делает с первых дней своего мандата", – заявил Эрве Морен.
Это можно было бы списать на критику со стороны политических оппонентов, но вполне себе действующие лидеры выражаются в том же духе.
"Я не согласилась со словами Макрона, я ему это сказала. Я с ними не согласна и убеждена, что мы должны обратить внимание на то, какой тон мы используем. И нужно быть осторожным с тем, как "продаются" определенные вещи, в кавычках", – заявила премьер Италии Мелони.
Выпад Макрона сейчас трактуют, как провалившуюся попытку задать свою повестку на фоне растущей популярности правых партий во Франции и в Европе в целом.
Попытку провалившуюся. "Альтернатива для Германии" теперь с удвоенной силой поименно клеймит поджигателей войны из числа партийных лидеров и руководителей ЕС.
"Я призываю всех фон дер Ляйенов, Фридрихов Мерцев, Кизеветтеров и Циммерманов: сами шлите своих детей на восточный фронт. Мы наших детей на войну не отправим", – заявил Тино Хрупалла, сопредседатель партии.
И даже латышские правоцентристы призывают к сдержанности.
"Что касается войск, я не думаю, что эта инициатива была очень хорошо подготовлена, потому что обсуждение еще не было готово, и говорить о отправке войск, я считаю, что мы в НАТО не готовы это сделать. Потому что накануне генеральный секретарь НАТО объявил, что между странами НАТО нет соглашения о том, что мы можем отправить войска на Украину. У нас есть много разных способов помочь Украине", – пошла в отказ Эвика Силиня, премьер-министр Латвии.
Объяснимо – через два месяца выборы в Европарламент. В США – президентская гонка и у Байдена еще более шаткое положение. Иракский синдром не пережит. Так что идеи Макрона, по сообщению источников "Блумберг", крайне разозлили Белый дом.
У восточного фланга НАТО свои фобии – министр обороны Польши предложил перевести экономику страны и ЕС в режим непосредственной угрозы войны. А пока собирается ввести в республике военную подготовку для школьников.
"После четвертого, пятого класса средней школы наступают длинные каникулы, и мы хотим совместно с начальником Генерального штаба создать возможность месячной, двухмесячной подготовки, если кто-то захочет иметь навыки, чтобы быть готовым", – предупредил глава минобороны Польши.
Страна охвачена военными учениями и тревожными новостями. После серии ЧП с гибелью военнослужащих Войска польского и внезапной смерти генерала Адама Марчака, пришло сообщение об отстранении с поста командира Еврокорпуса Ярослава Громадзинского. Польская военная контрразведка начала проверку в отношении генерала, который отвечал за подготовку солдат ВСУ. По последним опросам почти 75% поляков ни на какую Украину отправляться не хотят. В основном, это мужчины. Трезво оценивают перспективы, о которых в столь мрачных тонах чуть ли не впервые пишет британская "Таймс" с заголовком "Пришло время поговорить о падении Киева":
"Это далеко не замороженный конфликт, а кошмарный сценарий, который вырисовывается из-за того, что Запад не отправляет оружие. На дворе июль, и российская армия стоит у ворот Киева. Президент Зеленский выступает в экстренном эфире и вновь повторяет свои вызывающие слова, впервые произнесенные в феврале 2022 года, о том, что ему не нужно уезжать из Украины".
Именно такой кошмарный сценарий рассматривают сейчас западные политики. События заставляют военных и гражданских лидеров в Лондоне, Вашингтоне, Париже и Брюсселе разрабатывать план катастрофического краха украинских сил, лишенных необходимого им оружия и боеприпасов.
Олаф Шольц заявил, что ряд стран на уровне советников по безопасности сейчас обсуждают, как мог бы выглядеть мирный процесс по Украине. Бывший канцлер – Герхард Шредер, которого безуспешно пытались исключить из некогда возглавляемой им партии из-за Украины, по-прежнему уверен, что альтернативы переговорам с Россией нет.
"Мы разумно сотрудничали на протяжении долгих лет. Может быть, это все еще может помочь найти решение путем переговоров, другого я не вижу", – заявил Шредер.
Но в Киеве по-прежнему делают ставку на оружие. На фоне принудительной мобилизации, огромных потерь и гигантского оттока населения, Зеленский рисует картину, как на Украине произойдет бум рождаемости, но для этого пока нужно ПВО.
"Закончится война и будет бум. Финансы, на мой взгляд, они помогают, но они не стимулируют во время войны само рождение. Помощь — да. Но что касается рождения, мне кажется, дело только в безопасности. Это новейшие технологии ПВО и свои отечественные системы, и это умножать, умножать ежедневно", – охотно фантазирует Зеленский.
Желающих помогать больше не становится. Польские фермеры возобновили блокаду трех КПП, у границы скопились сотни грузовиков, из Украины пропускают по одной фуре – то в час, то в день. Премьеры стран сегодня провели переговоры, а перед этим ближайшие друзья украинцев, как еще недавно называли себя власти в Польше, предложили Киеву подписать "протокол разногласий". А на деле – выполнить требования Варшавы по ограничению украинских льгот на ввоз сельхозпродукции. В условиях, когда Украина давно отрезала себя от экспорта на восток, Киеву, судя по всему, ничего не оставалось делать, как пойти перед Западом на попятную.