В Большом театре премьера – балет "Ромео и Джульетта"
Премьера балета "Ромео и Джульетта" состоится сегодня в Большом театре. На исторической сцене восстановленный спектакль в хореографии Леонида Лавровского и декорациях Петра Вильямса. Автором этой версии стал сын балетмейстера, народный артист СССР Михаил Лавровский. Репортаж Елены Ворошиловой.
Работая над "Ромео и Джульеттой", труппа Большого за полтора месяца освоила тот самый большой стиль, который дал балету в середине XX века невероятную мощь и красоту. Где все поражает воображение – от декораций до эмоций и танца. "Мы говорили эмоциями и они должны быть оправданы основными эмоциями любви, предательства, ненависти и прощения", – отметил балетмейстер Михаил Лавровский. Михаил Лавровский в конце шестидесятых танцевал партию Ромео. Сейчас восстановил балет своего отца с новым поколением артистов Большого.
"Это драмбалет. То, чего сейчас не хватает на сцене: глубоких смыслов и сюжетов", – подчеркнул первый солист балетной труппы Большого театра Денис Захаров. Танцовщики Большого занимались по несколько часов фехтованием. Драки на улицах Вероны по накалу не уступают танцу Меркуццио Дениса Захарова – примет удар Тибальда.
Художники в работе над сценографией использовали эскизы Петра Вильямса, который в 1928 году, проехал всю Италию с обществом ДОСААФ. Фотографировал и делал зарисовки, они пригодились в оформлении балета. Кажется, что на сцене настоящая Верона. С соборами, барельефами, арками и с тем самых светом, который можно увидеть на картинах эпохи Возрождения. "Вильямс очень честно перенес нам героев росписи стен эпохи Возрождения в Италии на сцену", – рассказала художник по костюмам Татьяна Ногинова.
В мастерских Большого театра скрупулезно восстановили ренессансные интерьеры: тяжелые драпировки, гобелены, старинную мебель. Каждая деталь сделана вручную. Еще костюмы – их 650. В них угадываются персонажи с картин Боттичелли и Кранаха. Тех, самых, из Эрмитажа, где Леонид Лавровский искал вдохновения для своего драмбалета. "Поэтому так часто в эскизах мы узнаем позы персонажей из работ Боттичелли", – добавила Татьяна Ногинова.
Ромео Владислава Лантратова – стремительный, пылкий, закаленный драками на веронских улицах. Он любит яростно и страстно. Выражая в танце всю силу чувств, от нежности и желания до отчаяния, ведущего к смерти. "Очень легко опуститься в шаблоны позах и выражениях эмоций", – поделился премьер Большого театра, заслуженный артист России Владислав Лантранов. У Екатерины Крысановой третья Джульетта. Говорит, они все разные. Эта связана с танцем Галины Улановой, которой аплодировал Лондон на первых гастролях Большого в 1956 году. Эту любовь и смерть Екатерина Крысанова проживет на одном дыхании. "Первостепенно в этой партии драматическое наполнение. Не игра в Джульетту – ты Джульетта", – резюмировала прима-балерина Большого театра, народная артистка России Екатерина Крысанова.
В 1940-х балет стал испытанием для создателей. Прокофьеву говорили про не танцевальную музыку, её отказывались играть, под нее не хотели танцевать. Но именно "Ромео и Джульетта" стали кульминацией, того самого большого стиля, который вдохновил многих хореографов на создание мировых шедевров.