"Незаменимая профессия": волгоградские настройщики фортепиано рассказали о главном деле их жизни
Такие длинные и неспешные разговоры с фортепиано настройщик Николай Михайлов ведет долгими часами. Каждый инструмент для него как живой. Клавесины, фисгармонии, клавикорды, органы. В свои 74 года мастеру приходилось настраивать разные инструменты. Даже для очень известных людей. Дениса Мацуева, Сергея Захарова, Николая Петрова, японской пианистки Кэйко Мацуи. Как натянуты струны и звучит фортепиано – все это зависит от рук и ушей настройщика. Наш волгоградский мастер почти за полвека работы сумел настроить свыше ста различных музыкальных инструментов. Секретами маэстро не делится. Но советует использовать прием, которым пользуется даже наша знаменитая землячка Александра Пахмутова – ставить банки с водой под крышку инструмента, который плохо держит строй:
"Вот даже когда от Александры Николаевны рояльчик привезли, грузчики сказали, что она передает обязательно, чтобы ставили тазик с водой под рояль. Это наказ был прямо принципиальный".
И если музыкант должен беречь руки, то настройщик – еще и уши.
"Какие бы техсредства ни существовали, чтобы делать темперации, все проверять. И проверять все равно ушами нужно", – рассказал настройщик музыкальных инструментов Николай Михайлов.
В волгоградской консерватории имени Серебрякова настраивать инструменты приходится ежедневно. Только роялей и пианино здесь больше 40. Ежегодно из вуза выпускается около 120 человек. Проходят то репетиции, то концерты. Нагрузка на инструменты колоссальная. А сила искусства, порой, зависит напрямую от силы удара музыканта по клавишам. Раньше в России на настройщиков даже учили. Ведь затянуть струну потуже или наоборот ослабить ее – это само по себе искусство, овладеть которым может только профессионал. Работу наладчика Николай Леонидович освоил еще в 70-е, в Москве, – узнали корреспонденты ГТРК "Волгоград-ТРВ".
"Этому учили. Учили очень серьезно, на фабриках-изготовителях. В бригадах мастеров. В Москве было такое дело. Это была Всесоюзная экспериментальная мастерская по ремонту и реставрации инструментов", – говорит настройщик музыкальных инструментов Николай Михайлов.
А Петр Соломенцев – из старейшей династии потомственных настройщиков еще Царицынских времен. Его дед первым в городе основал мастерскую по изготовлению и обслуживанию балалаек, добмр, клавишных.
"После революции здесь организовали госмоспрокат. Мой отец учился в этой мастерской, я занимался в музыкальной школе. У меня был абсолютный музыкальный слух, отец меня направил в то русло. Профессия незаменимая", – считает настройщик музыкальных инструментов Петр Соломенцев.
Сегодня настройщики фортепиано на вес золота не только в Волгоградской области – в России. Востребованность профессии падает из-за распространения электронных музыкальных инструментов, которые не требуют регулярных работ по механической наладке. Задача привлечь внимание общества и повысить престиж этой, теперь уже редкой, профессии.
"В 2021 году был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт – "мастер по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов". Пока это только программы СПО. И в нашем городе они пока не преподаются. Я знаю, в Российской академии музыки имени Гнесиных такая речь уже велась. В Волгограде мы об этом думаем. Нам самим это нужно", – признается ректор волгоградской государственной консерватории им. П. А Серебрякова Ольга Осадчая.
В планах консерватории – открыть в будущем курсы повышения квалификации по специальности настройщика фортепиано. Преподавать смогут мастера с опытом. Возможно, те, кто уже более полувека калибрует звучание струн в соответствие с эталоном.