В Зарядье прозвучало "Всенощное бдение" Сергея Рахманинова
"Всенощное бдение" Рахманинова прозвучало в зале Зарядье. Композитор написал это сочинение за 2 недели, а потом взял паузу на несколько лет. На концерте побывала Дженнет Арльт.
На сцене концертного зала "Зарядье" сводный хор из более 80 певцов. "Всенощное бдение" Рахманинова звучит в исполнении сразу двух легендарных коллективов Государственной капеллы России имени Юрлова и Госхора имени Свешникова, связанных сегодня единым художественным руководством Геннадия Дмитряка.
Церковное богослужение, называемое всенощным бдением, состоит из вечерни и утрени, изначально оно совершалось на протяжении всей ночи. В приходской практике Русской православной церкви распространён сокращенный вариант, когда вся всенощная длится около двух часов. Рахманинов взял за основу оригинальные мелодии церковного богослужения, так называемого знаменного распева. "Написав это сочинение, Рахманинов понял, что оно в храмах исполняться не может. Оно вышло за пределы церковного богослужения и стало самостоятельным центром музыкального православия", – рассказал народный артист России Геннадий Дмитряк.
После революции "Всенощная" не исполнялась. В 1965-м запись сделал Александр Свешников, весь тираж был отправлен за рубеж. Идею исполнить, а потом и записать "Всенощное бдение" объединенным составом Капеллы и Госхора Свешникова Геннадий Дмитряк вынашивал несколько лет. Результат в виде концерта сводного хора и диска, записанного на “Мосфильме”. "Конечно же, запись Свешникова "Всенощное бдение", я считаю эталонным. Надо мной довлела запись, и я долго думал, стоит ли это делать и как, но в результате работы с коллективом, я понял, что мы можем это сделать, и у меня есть понимание", – отметил Геннадий Дмитряк.
Для солистки театра “Новая опера” Полины Шамаевой сольная партия во "Всенощном бдении" Рахманинова именно та, с которой начиналась её сольная карьера. 18 лет назад ей, студентке первого курса Академии хорового искусства доверил эту партию основатель учебного заведения Виктор Попов. "Было безумно страшно и до сих пор, когда я слышу первые 3 аккорда до моего выступления у меня постоянно мурашки по коже, и это ощущение, как будто ты студент 1 курса", – поделилась солистка Московского театра "Новая опера" имени Е. В. Колобов Полина Шамаева.
Духовная музыка в концертном зале или записи звучит иначе, нежели в храме, признаются музыканты, но своей силы и магнетизма воздействия не теряет. В дни Великого поста священный текст, положенный на музыку русского композитора, напоминает о вечных смыслах и говорит о судьбе каждого в отдельности и всех вместе.