Танцевальный перформанс "Четыре точки отсчёта"
В основу проекта легли художественные параллели и отличия конструктивистской архитектуры и современной хореографии.
Культовый композитор, мультиинструменталист и продюсер Фрэнк Заппа писал: "Говорить о музыке – всё равно что танцевать об архитектуре".
"Практика показывает, что говорить о музыке можно, а порой и очень нужно. В этом сезоне фестиваля Context наша задача – доказать, что и вторая половина афоризма Фрэнка Заппы не только возможна, но и может принести пользу в понимании того, как человек взаимодействует с пространством, спроектированным другим человеком", – Юрий Пальмин, архитектурный фотограф, художник и куратор.
Центр "Зотов" – идеальное пространство для осмысления важнейшей основы современной архитектуры – конструктивизма. Перформанс берёт за основу тексты четырёх ярких архитекторов: Александра Веснина, Константина Мельникова, Николая Ладовского и Моисея Гинзбурга. У каждого из них своя концепция восприятия и задач архитектуры, но в фокусе перформанса – противопоставление динамики и статики. Зал делится на четыре сектора, взаимосвязанных, но отделённых друг от друга: авторы хореографии обращаются к текстам конструктивистов, совершая побег во времени вокруг печи в центре пространства. Перформанс вовлекает зрителей в хореографическое производство, предлагая быть наблюдателем действия каждый раз под новым углом, отсчитывая каждый раз от текущего момента. В символическом разделении артистов на соло, дуэт, трио и квартет скрыты не только поэзия математики и архитектуры, но и накопленный формообразующий опыт танцовщиков о симметрии, равновесии, статическом напряжении и движении.
"Архитектура по преимуществу статична. Дома крайне редко проявляются в динамике, хотя исключения бывают. А вот наши органы чувств постоянно фиксируют действительность в её изменении. Идеи о темпоральном аспекте архитектуры посещали головы практиков и теоретиков на протяжении веков, однако только в новейшее время эти рассуждения удалось увязать с реальными реализованными проектами. Каждый из наших героев, архитекторов советского авангарда 1920-1930-х годов, чрезвычайно серьезно и внимательно относился к проблеме динамики в статике. Авангард – это всегда мощная динамика порыва, как в области культуры и искусства, так и в остальных сферах человеческого существования. Четыре архитектора – четыре части перформанса, в которых пластически передаётся концепция движения в архитектуре", – Юлия Стаборовская-Ардабьевская, архитектор.
Специально созданная композитором Олегом Гудачёвым музыка и звуковая среда по принципу музыкального чертежа фиксируют каждое изменение в движении и позволяют настойчиво продвигаться вперёд – то в унисон с хореографией, то нарочито выделяя партитуру каждого отдельного танцовщика.
***
Кураторы проекта: Иван Естегнеев, Юрий Пальмин;
Концепция – архитектурное бюро Saga: Юлия Стаборовская-Ардабьевская, Артем Стаборовский, Алина Квирквелия;
Композитор: Олег Гудачёв;
Руководитель танцгруппы: Павел Глухов;
Хореография и исполнение – танцгруппа Context.