Большой театр возобновляет оперу "Садко" в постановке Дмитрия Чернякова
Большой театр возобновляет оперу "Садко" в постановке Дмитрия Чернякова. Перед премьерой режиссер приехал в Москву, чтобы самому провести репетиции, в том числе и генеральную. Репортаж Дженнет Арльт.
В феврале 2020-го оперу "Садко" в постановке Дмитрия Чернякова впервые показали в Большом театре. Это была последняя премьера перед пандемией. 2,5 года спектакля не было в репертуаре, но теперь, в год 180-летия со дня рождения Римского-Корсакова оперу возобновляют. На Исторической сцене уже две недели идут репетиции, а первое представление Большой театр посвящает выдающемуся оперному певцу Владимиру Атлантову.
Артисты на репетиции — в повседневной одежде, на спектакле они облачатся в костюмы бояр и жителей подводного царства, а вот образ Садко останется практически таким же, джинсы и свитер. Дмитрий Черняков, сохраняя масштаб партитуры Римского-Корсакова и волшебные элементы классических сказочных опер, делает героями спектакля современных людей — с их страхами, сомнениями, проблемами. Репетицией руководит не из зала — тут же, на сцене поправляет артистов и корректирует мизансцены. "Здесь я раскрылся. Я ещё когда мы репетировали, говорил, я доверюсь на 100 % на 200, на сколько угодно. Я буду делать всё, что необходимо", – признался приглашённый солист оперной труппы Большого театра Нажмиддин Мавлянов.
Если Римский-Корсаков назвал "Садко" оперой-былиной, то Дмитрий Черняков своей постановке даёт определение опера-квест. Философскую историю режиссёр встроил в череду аттракционов "Парка исполнения желаний", в котором каждый герой проживает то, чему не дано сбыться в реальной жизни. "Какие-то вещи, связанные с самопознанием, с ощущением, что ты можешь, что ты не можешь, своих амбиций, несовершенств, надежд, страстей, утрат и так далее – они, в общем то всегда. И, конечно, наши герои пытаются, проходя через сюжет этой сказки. Они находят внутри себя, что-то, что им было раньше недоступно", – говорит режиссёр-постановщик, сценограф Дмитрий Черняков.
Дмитрий Черняков, выступающий в постановке не только как режиссёр, но и как сценограф, сохраняет театральную традицию предыдущих сценических постановок "Садко", обыгрывая по-своему декорации мастеров прошлого — Коровина, Билибина, Рериха, Федоровского. "Конечно, в старом театре многие вещи были нарисованы как на холсте. Знаете, как очаг папы Карло, живописная декорация с нарисованными перспективами, а мы здесь всё воспроизводим в натуральном 3D-измерении. То есть у нас объёмные декорации. И, конечно, так, как мы их цитируем, для нас, это становится дополнительным сказочным миром. То есть мы его не придумываем, а мы его заимствуем", – поясняет Дмитрий Черняков.
"Садко" — одна из самых технологически сложных постановок Большого: огромные движущиеся декорации, более пятисот костюмов, ни один из которых не повторяется, 160 хористов и актёров миманса. В спектакле занята почти вся оперная труппа театра.