В Музее Арктики и Антарктики проходит научная конференция
Узнать северные территории поближе помогает не только кино. В Петербургском музее Арктики и Антарктики собрались те, кто изучает биографии покорителей Заполярья. А также те, кто намерен продолжать освоение Крайнего Севера и Крайнего Юга. Подробности у Юлии Васильевой.
Художник Константин Брилевский никогда не бывал на полюсе лично. По Северному морскому пути – вместе с купцом Сидоровым автор этого цикла картин путешествовал, не выходя из музея Арктики и Антарктики. Как выглядели торговые суда в XIX веке, каким был порт Печоры, во что одевались первопроходцы, художник узнал из мемуаров участников полярных экспедиций и книги "Север России", написанной самим купцом. "Допустим, когда там зашла речь про графит, я очень много изучал, для чего графит нужен, как выглядели тигли из графита, которые в литейном производстве", – рассказал художник Константин Брилевский.
Этот год наполнен важными датами в истории освоения полюсов, возможно, поэтому петербургские художники и писатели взяли курс на Крайний Север и Крайний Юг. Историк Михаил Савинов, автор книг о Северном морском пути и об Антарктиде, столкнулся с неожиданной проблемой: для его читателей полюса – это какая-то абстракция. "Если мы возьмём советского школьника 30-х годов, то для него Арктика – это пространство, в котором он был, никуда не выезжая из своего города, за счёт огромного количества публикаций в "Пионерской правде", в детских журналах, по радио слышал. То есть он в Арктике живёт, он её знает просто не выходя из своей школы своего города. Ему не надо объяснять, что это такое. Современному надо", – отметил доцент Балтийского государственного университета "Военмех" Михаил Савинов.
Что такое Арктика, проще всего показать. Поэтому путь туда обычно начинается в музее. Когда-то именно таким способом на Северный полюс "попал" писатель Вениамин Каверин. Автор знаменитого романа "Два капитана" был знаком лично с директором Музея Арктики и Антарктики. В те годы им руководил Николай Пинегин. "Для Николая Васильевича Пинегина было делом чести завершить роман о
Георгии Яковлевиче Седове, о своем близком друге, поэтому между ними тоже возникла некая договоренность о том, что всё, что касается экспедиции на море, будет касаться романа Георгия Яковлевича Седова, а Вениамин Александрович Каверин должен был говорить о полярной авиации", – поделилась директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики Наталья Петрова.
Петербургский Музей Арктики и Антарктики продолжает активно работать с авторами, которые готовы отправиться в полярное путешествие по маршрутам из книг. Цель таких путешествий, в том числе, в поиске артефактов, часть из которых дополняет экспозицию музея. Так, в собрание попала хлебная бочка и гороховая колбаса из продуктового склада, упоминание о котором внимательные читатели нашли в библиотечных архивах. И вот эта книга 1900 года "Восхождение принца савойского Луиджи на гору святого Элиаса". Неизвестный полярник взял её с собой в экстремальный поход на землю Франца-Иосифа.