Тындинская киностудия "БАМ" почти полвека рассказывала о жизни магистрали
Узнать больше о строителях Байкало-Амурской магистрали предлагают жителям области. Виртуальную рубрику "Словарь БАМа" запускает на своих ресурсах региональное правительство. Пользователей будут регулярно знакомить с самобытными фразами и специальными терминами. Этот лексикон был прекрасно знаком сотрудникам тындинской киностудии "БАМ", которые почти полвека рассказывали о жизни магистрали. История необычного творческого объединения – в нашем материале.
Бесценные кадры. 14 сентября 1972-го – укладка первого "серебряного звена" Малого БАМа. В наше время эту дату называют Днем бамовца, а пока происходящее – событие, скорее, только для самих строителей. Торжество навсегда запечатлел в истории оператор-любитель из Соловьевска. Это нетленное наследие киностудии "БАМ", основанной в декабре 1975 года.
– Когда я учился в школе, отец мой работал в киностудии. Киностудия располагалась здесь, в вычислительном центре, на 2 этаже.
У Константина Пожарова с киностудией связана целая жизнь. Его отец, оператор-документалист Виктор Пожаров, многие годы возглавлял творческое объединение. Три года мотался на БАМ из Новосибирска, в 78-м окончательно перебрался в Тынду, чтобы всецело посвятить себя великой стройке. Константин пошел по его стопам. В 91-м устроился звукооператором, позже освоил видеосъемку.
"Работа кипела, киностудия работала. И сутками работали, особенно, когда приезжали из других городов режиссеры. Мы по своему опыту – до 3-4 ночи работаешь, а в 8 утра уже заново дальше работать", – рассказывает оператор киностудии БАМ (с 1991 по 2019 годы) Константин Пожаров.
С самого основания с командой киностудии сотрудничали режиссеры из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Хабаровска, Москвы. Вместе они фиксировали основные вехи строительства магистрали на участке от Северобайкальска до Комсомольска-на-Амуре. Снимали глав государства, актеров, художников. Делали документальные фильмы о людях из зоны БАМа, но не только строителях. "Ильдяна" новосибирского режиссера Леонида Казавчинского рассказывает о жительнице села Усть-Нюкжа. Фильм-портрет, выпущенный в 1993 году, проливает свет на жизнь амурских эвенков. К этой теме творческий коллектив возвращался не раз.
Фундаментальной работой, выпущенной в честь 110-летия Дальневосточной железной дороги, стал почти часовой фильм Виктора Пожарова "Инженеры путей сообщения". Автор больше года кропотливо собирал информацию в архивах. Отыскал кадры позапрошлого века. Создал настоящую кинолетопись. Подобные работы показывали в кинотеатрах, поездах, музеях и библиотеках.
Золотым для киностудии стал период 90-х – начала 2000-х годов. Началось ее техническое переоснащение. От кинопленки, которую каждый раз приходилось проявлять в Новосибирске, отказались. На смену пришли кассеты Super-VHS, простые в использовании и вместительные. Производительность выросла.
"В 1994 году силами киностудии "БАМ" был снят первый игровой фильм. Первый в регионе, Амурской области, а, может быть, и на Дальнем Востоке. Снят он был по реальным событиям. Когда на перевале Мурурин, это высшая точка БАМа, состав оторвался от локомотива, – рассказывает звукооператор киностудии "БАМ" (с 1992 по 2000 годы) Андрей Гаршин. – Уже в 95-м году мы получили первые компьютеры. Начался монтаж звука компьютерный. То есть под видеоряд, под картинку – наверное, тоже впервые в регионе".
Тогда же в штат пришли и новые сотрудники. Одной из ярких фигур стал журналист канала "Тында-ТВ" Андрей Дюкарев, ставший последним директором киностудии. Многие помнят его по программе "Магистраль", которую показывали на весь регион в эфире ГТРК "Амур". С 1996-го за 7 лет создано более 300 выпусков о жизни причастных к железной дороге в тот тяжелый период времени.
За 44 года существования киностудия несколько раз меняла покровителей. Первоначально принадлежала управлению "Бамстройпуть", затем перешла в введение Байкало-Амурской магистрали, а в последние годы – Дальневосточной железной дороги. Одно время ее даже хотели перевести в Хабаровск, но коллектив слишком глубоко пустил корни в Тынде. В 2019-м киностудию закрыли. Ее первые камеры – теперь достояние Музея истории БАМа. Документальные работы можно посмотреть в Интернете, а учебные фильмы до сих пор используются для подготовки молодых железнодорожников.