Корпорации Boeing предрекают жесткую посадку
Дикость и варварство – этими словами можно описать нравы на производстве Boeing, о которых шокированным американским сенаторам под присягой рассказали те, кто и видел, и испытал. Законы джунглей против закона всемирного тяготения и уголовного права заодно.
"Я буквально видел людей, которые прыгали по частям самолета, чтобы их выровнять. Я назвал это "эффектом Тарзана". Мне сказали заткнуться, мне угрожали физической расправой: мой босс как-то сказал мне, что убил бы того, кто будет выступать на собрании так же, как я", – рассказал инженер Сэм Салехпур.
Инженер Салехпур за 15 лет работы на Boeing много чего насмотрелся.
"Детали прижимались друг к другу с чрезмерным усилием, чтобы создать впечатление, будто зазоров не существует. Но зазор на самом деле не исчезает, и это может привести к преждевременному износу и повреждениям", – добавляет Салехпур.
Особенно, если у Dreamliner заодно откажет и что-то другое. Любая катастрофа – это ведь всегда сочетание нескольких факторов.
"Срочное сообщение: по меньшей мере 50 человек пострадали после инцидента на борту Boeing, летевшего из Сиднея в Окленд", – говорят журналисты.
Dreamliner, летевший рейсом LA800, буквально провалился в воздухе. Тех, кто был не пристегнут, подбросило и ударило о потолок. Но получается, мог и развалиться.
"Я бы сказал, что им нужно посадить все самолеты по всему миру. Все их самолеты по всему миру, насколько я понимаю, сейчас нуждаются в проверке", – предупреждает Салехпур.
Не то, чтобы это признание было таким уж неожиданным. Проблемы Dreamliner, который вышел на регулярные авиалинии в 2011, начались через два года после начала полетов – стали дымиться литиевые аккумуляторы. А это признания на скрытую камеру пятнадцати случайно опрошенных сотрудников завода в Чарльстоне.
У тех, кто поднимался на борт еще одной, как говорили, передовой модели Boeing 737 MAX в Индонезии и Эфиопии, таких глубоких знаний о производственных процессах не было. Теперь в Сенате их прижизненные фотографии держат родственники. Напротив – еще один разоблачитель, Эд Пирсон. Он первым высказал опасения по поводу безопасности производства Boeing MAX еще до первой катастрофы в 2018 году.
"Я не удивлен тем, что после двух крушений ничего не изменилось. Не было никакой ответственности, ни один человек из Boeing не попал в тюрьму. Сотни людей погибли, а справедливости так и нет", – заявил бывший менеджер компании Эд Пирсон.
В зоне риска и те, кто позволяет себе открывать рот. Месяц назад на парковке гостиницы все в том же Чарльстоне нашли тело бывшего сотрудника Boeing Джо Барнетта.
Барнетт должен был давать показания. Полиция назвала случившееся самоубийством, но у близких есть основания не верить. Некая подруга Барнетта уверена, что это было не самоубийство.
"Он сказал: если со мной что-нибудь случится, то это не самоубийство. Я знаю, что он не убивал себя. Он слишком любил жизнь и свою семью", – говорит подруга Барнетта.
Или слишком много знал.
"Меня беспокоит состояние самолета в целом. Еще в 2012 году компания Boeing начала отказываться от инспекционных проверок. Механики сами отвечали за свою работу. Работы не выполняются должным образом, проверки и проблемы игнорируются", – предупреждал Барнетт.
Игнорировать, как сообщил на слушаниях еще один бывший инженер Boeing, было проще простого.
"Проблема в том, что сейчас Boeing диктует федеральному управлению гражданской авиации США, что они будут делать и что они должны принять. Это нужно изменить. Федеральное управление должно выполнять свою работу", – заявил бывший инженер Boeing Джо Якобсен.
Но вместо этого круговая порука. Даже имена тех, кто прикрутил заглушку, которую с мясом вырвало из фюзеляжа еще одного MAX авиакомпании Alaska, до сих пор не озвучены. Отделались бы легким испугом, если бы вниз не повалились и акции.
"Boeing продолжает падение и, вероятно, будет падать в ближайшую пару недель, потому что мы далеки от стабилизации ситуации", – сообщает CNBC.
Выйдет ли Boeing из мертвой петли, или она окончательно придушит авиационный гигант. За четыре года эффективного менеджмента Дэвида Кэлхуна на посту главы корпорации акции подешевели почти наполовину. А у главного конкурента, Airbus, чьи заводы не только в Европе, но и в штате Алабама, работают на полную мощность, наоборот, на 20% выросли.
"Очевидно, что Boeing испытывает трудности. Сейчас в компании перемены. Меняется руководство. Идет поиск нового генерального директора", – поясняет налитик по аэрокосмической и оборонной промышленности Шейла Кахьяоглу.
Кстати, старый директор себя не обижал: 22,5 миллиона долларов в 2022 году, 33 миллиона в 2023 – почти в полтора раза больше. Рост личных доходов Дэвида Кэлхуна был обратно пропорционален и биржевой динамике боинговских акции, и уровню безопасности боинговских самолетов, чьи пассажиры за все это и расплачиваются, в том числе жизнями.