Фильм Мэтта Брауна "По Фрейду" вышел в российский прокат

21 апреля 2024 19:49
Он представляет вымышленную встречу психоаналитика Зигмунда Фрейда и писателя Клайва Льюиса.

46-й Московский международный кинофестиваль начал работу на этой неделе. Президент фестиваля Никита Михалков заметил, что смотр проходит турбулентность – после ковида и всех обстоятельств, которые случились в мире. Пятьдесят шесть стран-участников. Довольно много, примерно каждая четвертая страна на планете. Кино снимают всюду!

Церемонию открытия начали с того, что отметили памятную дату – 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина. Гостям показали фрагменты кинохроники с участием первого космонавта. Потом перешли к делу. Представили участников основного конкурса, в нем 10 фильмов. Вне конкурса больше двух сотен картин. Фильмы стран-членов БРИКС демонстрируются в особом разделе. Раздел "Русские премьеры" по-прежнему обильный. Открылся фестиваль показом мексиканского фильма "Открытое небо" Марианны и Сантьяго Арриага. Это фильм о взрослении, и он демонстрирует кинематографическую преемственность. Дело в том, что драматург фильма – отец режиссеров Гильермо Арриага, который в свое время написал сценарии к знаменитым картинам Алехандро Гонсалеса Иньярриту "Вавилон", "Сука-любовь" и "21 грамм".

Теперь расскажем о фильме, который вышел в российский кинопрокат аккурат перед открытием Московского международного фестиваля. Его заголовок – "По Фрейду", оригинальное название изменено (это почему-то уже регулярно делается). Оригинальное – Freud's Last Session, то есть последний прием у Фрейда. Важно, что он последний, хотя и выдуманный. Важно, что встреча Фрейда и писателя Клайва Льюиса именуется именно лечебным сеансом. Хотя вся лечебность этой встречи и всего фильма просто в изложении взглядов двух выдающихся людей. Да и то, полезно послушать!

3 сентября 1939 года, Лондон. Немцы только что вторглись в Польшу, и Англия готовится вступить во Вторую мировую войну. На пороге дома Зигмунда Фрейда появляется молодой профессор Клайв Льюис ("Хроники Нарнии" он напишет значительно позже), иронично относящийся к его психоаналитической практике. Спор, конфликт мировоззрений, идей на фоне крушения привычного мира. "Меняются условия жизни человека или нет, обязательно есть задачи, которые мы должны исполнять, чтобы расти над собой. Будем ли мы развиваться или нет, зависит только от нас самих. Сейчас мы определенно живем в исторический момент, очень похожий на тот, что переживали Фрейд и Льюис осенью 1939 года, когда мир, казалось, вышел из-под контроля, а вокруг было так много нетерпимости и насилия", – поделился режиссер, сценарист Мэтт Браун.

Действительно, нет свидетельств о том, что эта встреча была. Да, есть противоречивая информация, что незадолго до самоубийства Фрейд писал Льюису. Приглашал его на разговор... но все же: перед нами чистая фантазия авторов. Разбор, почти что психоаналитический, травм главных героев. Фрейд – ученый, скептик, переживший потерю внука, свидетель всё нарастающего в обществе антисемитизма. А Клайв Льюис – пережил травмирующий опыт во время Первой мировой войны и нашел ответы, углубляясь в религию. Им точно есть о чем поговорить. "Меня завораживала сама мысль о том, что два столь великих ума могут встретиться в одной комнате и беседовать друг с другом. Эти диалоги наполнены взаимным уважением собеседников, и в то же время каждый отстаивает свою точку зрения", – пояснил Мэтт Браун.

Визуальное решение картины – идеально соответствует сценарию. Всегда есть соблазн снять клаустрофобическую историю в четырех стенах кабинета психоаналитика. Но здесь мы видим не только виртуозно снятые флешбэки – воспоминания героев, их возвращение в прошлое, но и воображаемые проекции: метафору психоаналитического сеанса. Когда герои блуждают в лесу, и тут нужно отдать должное режиссуре, Фрейд ищет укрытия в самой глухой чаще, а Льюис идет на свет. "Я хотел показать своего героя гуманистом, человеком, который не потерял веру в эту жизнь. Льюис очень реактивен, он не инертен. И эта энергия, безусловно, дает ему силу", – рассказал актер Мэттью Гуд.

И пусть фильм демонстрирует нам альтернативную историю, подлинного в нем больше, чем в иной документалке. Речь идет о том, что нас объединяет, нас как людей, несмотря на пол, возраст и социальное происхождение. Речь идет о наших страхах. И несмотря на взгляды и разницу в возрасте, стоит говорить о них для того, чтобы понять: всем нам, твердо стоящим на своих принципах, иногда нужна такая беседа, которая была у главных героев этого фильма. Говорить о своей боли сложно, но необходимо. А самое главное – очень полезно.