ММКФ/Московский международный кинофестиваль

На ММКФ показали фильмы, с которых началась история кино

25 апреля 2024 12:23
"Новая надежда" – так называется программа, посвященная истокам кинематографа. В нее же вошли фильмы, отдающие дань черно-белому кино.

Черно-белое кино возвращается на экраны 46-го Московского международного кинофестиваля. О причинах этой неожиданной тенденции и о том, как на показы классики реагирует аудитория, – в материале Станислава Анисимовна.

Заняться образованием фестивальной публики – решение рискованное. Но организаторы 46-го Московского международного кинофестиваля пошли на этот отчаянный шаг. Вместе с Госфильмофондом они устроили ряд ретроспективных показов, в которые вошли как классика кинематографа, так и фильмы, с которых начиналось искусство кино. "Для людей, которые либо его делают, либо вообще не знают истории кино, либо прогуливали уроки, либо им вообще ее не преподавали, история кино – это история клипов, а самая большая древность – это Квентин Тарантино", – отмечает куратор программ Сергей Лаврентьев.

Экранные войны. Эпизод первый. Движение. "Новая надежда" – так называется программа, посвященная истокам кинематографа, первому сеансу, который состоялся в подвале Гран Кафе на бульваре Капуцинок. В нее же вошли фильмы, отдающие дань черно-белому кино, которое, как выяснилось, продолжает вдохновлять современных режиссеров. Результат эксперимента демонстрации классики превзошел ожидания организаторов ММКФ. "Меня очень порадовало, что на показе первых картин Люмьеров, Мельеса, Чаплина, Китона, Буньюэля было достаточно много людей, но, конечно, зал не ломился. Я думал, что зал будет – 3 человека. А было там наверное человек 40, что уже было очень хорошо", – поделился Сергей Лаврентьев.

Фильм Равиля Батырова "Незабытая песня" снят в 1974 году, и, несмотря на развитие техники, работы с цветной пленкой, он был снят в соответствии с замыслом режиссера – черно-белым. О том, почему режиссеры намеренно отказываются от цвета, какой эффект возникает при просмотре таких фильмов, можно выяснить, если посмотреть программу 46-го Московского международного кинофестиваля "Черно-белый мир". Ее составители считают, что у кинематографистов зреет понимание того, что выход из кризиса экранного искусства нужно искать именно в приобщении к истокам. "Когда мы смотрели картины на отбор, было два десятка картин просто черно-белых, снятых на черно-белую пленку", – рассказал Сергей Лаврентьев.

Госфильмофонд России на фестивале представляет программу "Первые варианты". В нее вошла лента Михаила Швейцера "Тугой узел" без исправлений, внесенных цензурой. 46-й ММКФ возвращает классику на экран и делает это уверенно и со вкусом.