В Зарядье представили античные экспонаты из коллекции Юсуповых
"Античность. Система координат" – новая выставка открылась в "Зарядье". Акцент организаторы экспозиции сделали на знаменитой коллекции князя Юсупова, которую он собирал более полувека. О ней расскажет Полина Ермолаева.
Прелестный Амур, мужская ступня и мраморная урна – эти подлинно античные предметы в России оказались благодаря Николаю Борисовичу Юсупову. Записки, где и когда шедевры приобрел, он не оставил, но есть предположение. "Он был одним из тех, кто достаточно быстро попал в Помпеи. Ему, как посланнику Российской империи, естественно, был дан зеленый свет. Он увидел эти раскопки практически спустя 10 лет после того, как они только начались", – рассказала куратор выставки, заместитель генерального директора музея-заповедника "Архангельское" Ольга Нестерцева.
Тогда же в коллекции появились и документирующие раскопки работы Франческо Пиранези. В XVIII веке именно гравюры выполняли роль фотографии. На них опираясь, Юсупов заказывает мастерам копии с античных шедевров. "Здесь представлена и работа, которую он заказал у Кановы. Парис – оригинал Кановы, а Елена – копия с Кановы", – пояснила куратор выставки Анна Малик-Короленкова.
По сути он формирует коллекцию современного, но вдохновленного древностью искусства. Порой по воле матушки Екатерины II, но чаще по своему весьма изысканному вкусу. Вот этот диптих "Утро" и "Вечер в окрестностях Рима" написал модный тогда художник Хакерт. Экспозиция в Зарядье – возможность рассмотреть живопись в мельчайших деталях. Диана Версальская, Апполон Бельведерский на выставке словно бы приветствуют гостей. Сегодня даже сложно поверить, что реставраторы собирали статуи буквально по кусочкам – когда-то они украшали нижнюю террасу усадьбы Архангельское и пострадали во время урагана 98-го. Хрупкие боги на самом деле весят по 400 кг, кураторам хватило смелости отпустить их из Архангельского и сил, чтобы установить в Зарядье! Античная коллекция в таком объеме впервые покидает усадьбу. Гастроли возможны лишь пока дворец на реставрации. Эстетика выставки в связи прошлого и настоящего. В диалог с античностью вступает и XXI век. Например, кариатида на сигвее – образ, который покорил бы даже притязательный взгляд Юсупова.