105 лет назад вышел первый выпуск "Окон РОСТА"
Большевистские лидеры, определенно, хорошо понимали, что в гражданской войне побеждает тот, кто выигрывает борьбу за сознание народных масс. Да любые лидеры в любой войне это учитывают. Большевики сто лет назад просто создали первые образцы такой не завуалированной, безапелляционной пропаганды. Буквально в лоб. Они придумали "Окна сатиры Российского телеграфного агентства" ("Окна РОСТА"). Владимир Маяковский, агитатор и горлан, называл эту работу "обслуживанием вручную 150-миллионного народища". Он был идеологом этого дела. Средства доставки были слабоваты. Но по тем временам техника размножения и рассылки "Окон" была просто таки стремительной. Получив оригинал, трафаретчик через несколько дней выдавал сотни три экземпляров. В столичном выставочном зале федеральных архивов – напоминание об истории "Окон РОСТА". Первый выпуск "Окон" вышел 105 лет назад.
"Пятнами красок и звоном лозунгов". Эта цитата из статьи "Прошу слова" Маяковского стала названием выставки в Госархиве. 105 лет назад вышел первый номер "Окон сатиры РОСТА". Выставку разбили на несколько частей, каждая из которых посвящена основным темам "Окон РОСТА": Гражданская война, борьба с интервенцией Антанты, мировая революция. Всего в госархиве – 250 комплектов "Окон РОСТА". Их оцифровали и атрибутировали только летом, поэтому всё, что здесь представлено, мы видим впервые.
Это – карикатуры художника, который окончил Одесское училище, а потом уехал учиться в Париж. Амшей Нюренберг, вернувшись на родину, стал писать карикатуры для "Окон РОСТА". Говорил, что именно в этом жанре виден и важен уровень художника: карикатура требует идеального рисунка. В отличие от тех плакатов, которые делал, например, Маяковский. "Плакаты имели дело иной раз с очень сложными политическими вопросами, задачами, которые нужно было очень четко, очень лаконично пояснить. И на плакате каждая деталь несла смысловую нагрузку", – рассказала искусствовед Елена Джалилова.
Одна из главных тем "Окон РОСТА" – Гражданская война. Сегодня историки признают: эти агитационные плакаты сыграли огромную роль во внутренней политике того острого периода. "ТАСС создавалось как агентство, которое было единственным и единым органом передачи официальной государственной информации. Но так, чтобы дойти до души каждого человека, нужно было придумать именно такую форму", – пояснил генеральный директор информационного агентства ТАСС Андрей Кондрашов.
И внешняя политика была на повестке у "Окон": противостояние Антанте на плакатах было очень острым. Поддерживали "Окна" и красноармейцев, сражавшихся с "панской Польшей". Но и внутренние проблемы не остались без внимания: яркие лозунги призывали к борьбе с разрухой и голодом, вдохновляли на восстановление хозяйства страны. Три ярких, авангардных года "пятнами красок и звоном лозунгов" вошли в историю как уникальный пример синтеза политики и искусства.