В Эрмитаже отмечают 150-летие первой выставки импрессионистов

02 мая 2024 19:41
Две картины с этой выставки оказались в России.

"Разнузданность этой школы вызывает возмущение и омерзение!" – таким был отзыв на первую выставку импрессионистов, которая открылась в Париже 150 лет назад. Юбилей одного из самых влиятельных направлений в истории живописи отмечают в Эрмитаже. Екатерина Грициенко продолжит.

Крутые склоны утопают в зелени деревьев, и весь пейзаж "Городского парка в Понтуазе" наполняет, казалось бы, неподвластный кисти запах солнечного дня. Мужчины и женщины отдыхают в легких креслах, беседуют или гуляют. Время течет неспешно, как теплый воздух. "Здесь есть атмосфера, воздух. Но здесь также есть ритм, простроенность. Посмотрите, как стоят деревья, как расставлены, как будто в кукольном домике, люди. Действительно, художник работал над этой картиной в мастерской. Это нетипично для импрессионистов", – пояснила куратор выставки, научный сотрудник, хранитель французской живописи второй половины XIX–XX веков Ольга Леонтьева.

Из тихого городка в центр мегаполиса. "Бульвар Капуцинок в Париже" Клод Моне изобразил увиденным сверху вниз. У предметов нет определенного цвета, его то и дело меняет освещение. Миг, который не повторится никогда. Не только деревья, здания и экипажи мелькают в калейдоскопе парижской жизни. Клод Моне превращает людей в зыбкие формы. И это после того, как человек столетиями был в центре мироздания. Своей работой Моне предвосхитил появление кинематографа. На картине будто оживают время и пространство. Интересно, что через 21 год после выставки именно в кафе на бульваре Капуцинок прошел первый в истории кинопоказ.

Это произведение Клод Моне написал из окна мастерской фотографа Надара. Именно там, в студии на бульваре Капуцинок, в ультрасовременном здании и прошла первая выставка импрессионистов. Зрители могли сопоставить вид из окна с картиной. Новый прием и совершенно новый метод в живописи, который тогда не поняли и не приняли. Выставка потерпела коммерческий провал. "Они не понимали, что перед ними. Их разыгрывают? Их дурачат? Это искусство? Это человек, который не учился? Это что-то, очень плохо сделанное? Почему нам показывают не картину, а эскиз? Почему она выполнена так небрежно?" – прокомментировал зав. Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин.

"В нашем интеллектуальном опыте импрессионизм – это, с одной стороны, общее обозначение всего хорошего. И до сих пор журналисты, очень даже знающие и благорасположенные, говорят об "импрессионистах" Гогене и Сезанне. Ну, и понятно, что и всё самое плохое есть "импрессионизм", это тоже у всех на слуху", – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Две картины с первой выставки импрессионистов оказались в России. Их экспозиция в Главном штабе – это отличный повод вспомнить, как из критики и насмешек родилось одно из самых влиятельных направлений мирового искусства.