Судьба командора: пять музеев расскажут об экспедициях Витуса Беринга на выставке в Хабаровске
Поток воздуха и шелест магнитофонных лент имитируют порывы океанского ветра. Крики чаек записаны на диктофон. Эту часть выставки авторы назвали "Незнаемое". Пятьдесят человек – участники второй морской экспедиции Витуса Беринга действительно шли наугад, повинуясь приказу Петра Первого. Искали берега Америки, исследовали границы России без карт и ориентиров, балансируя на грани жизни и смерти. Выставка в рамках нацпроекта "Культура" – не документальное исследование, а художественный проект. Ради создания атмосферы в залах музея даже настелили дощатые полы.
Наталья Толстая, генеральный директор ДВХМ: "Это и палуба корабля, это и зыбкий… Вы видите, что этот пол как бы создает ощущение зыбкости, такой болотистой почвы. Это некая неуверенность, в которой вступаем на это пространство и начинаем это путешествие".
Начало выставки – рассказ о подготовке к двум экспедициям. К последней – десять лет. Семь ушло на то, чтобы добраться по суше от Петербурга до Камчатки, взяв с собой все для строительства двух кораблей. Далее посетитель должен подняться на подиум с центром в виде манекена в костюме коренного жителя Камчатки – ительмена. Само восхождение и разница уровней задумано как символ поиска диалога представителями двух разных культур.
Василий Корнеев, автор дизайн-концепции выставки "Судьба командора. Камчатские экспедиции Витуса Беринга": "Через сложность движения или через простоту движения в нас включаются те или другие ключи, когда мы в состоянии воспринимать информацию и те образы, и содержание, и предметы, которые находятся в этих сценах. Это же сцены для предметов, прежде всего".
Один из предметов на этой сцене – гордость камчатского музея, часть национального костюма – шлем из китового уса. В части под названием "Возвращение" – серебряный крест прапорщика Ивана Лагунова из экспедиции Витуса Беринга и сделанные специально для проекта кресты тех, кто не вернулся. Их большинство, и в том числе – сам командор.
Известный по школьным учебникам портрет Витуса Беринга оказался ошибкой. Подлинный облик командора удалось реконструировать лишь в конце ХХ века. Перед вами его реконструкция, отраженная в двух зеркалах. И бесконечно отражений символизирует бессмертие его подвига. Черный силуэт на белом фоне – это остров, на котором в 1741 году отважный мореплаватель, командор Витус Беринг скончался. Этот остров находится в череде командорских островов, в двухстах километрах от Петропавловска-Камчатского.
Выставка "Судьба командора. Камчатские экспедиции Витуса Беринга" в Дальневосточном художественном продлится до 30 июня.