Шедевр на века: как создавалась скульптура "Родина-мать зовёт!" на Мамаевом кургане
Автор памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" Евгений Вучетич более 10-ти лет работал на месте возведения мемориала, на Мамаевом кургане. Главная фигура композиции "Родина-мать зовёт!" стала символом Волгограда. Где рождалась идея создания великой скульптуры – расскажет Юлия Кундрюкова.
В 15-ти минутах пешком от метро Тимирязевская, за железным забором – дом, в котором творил Евгений Вучетич. Мастерская сейчас закрыта на ремонт, зато в саду – музей под открытым небом. И возвышается над всем голова монумента "Родина-мать зовет!", размер один к одному как финальная композиция в Волгограде. Её окутали леса, потому что это рабочая модель из гипса и на улице постепенно разрушается. Реставрировать гипс не получится, можно только постараться сохранить то, что осталось. "Приходилось несколько этапов работать. Эта огромная голова – это один из этапов работы для того, чтобы понять, как она будет выглядеть в масштабе для того, чтобы потом переносить, как я понимаю, на поле. Может быть, это еще другой был вариант. У деда был такой вариант – одна голова на постаменте", – рассказал внук скульптора Е. Вучетича Евгений Вучетич.
Вопреки множеству версий, основной моделью во время работы над этой скульптурой была жена Вучетича. Когда творил, просил ее кричать во весь голос, буквально до хрипоты. Рядом "Родина-мать" в полный рост, но уменьшенный вариант 7,5 метров. Вучетич сделал её, чтобы показывать отборочной комиссии. В этом же саду в листве притаились нереализованные проекты скульптора. "Курская дуга" должна была занять место на поле одного из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной. "Дед его хотел сделать методом "ассамбляж". Это метод, когда в тело картины вставляются элементы реальных частей. Ну, например, в данном случае – это части техники. Огромные танки, настоящие летящие самолеты. Представьте себе размер 89 метров "Родина-мать". Колоссально! Причем, там одна фигура, здесь тысячи", – поделился Евгений Вучетич.
Частью мемориального комплекса Курской дуги должна была стать и голова умирающего танкиста. Проект уже приняли, но вскоре Евгений Вучетич умер. Без него осуществить задумку оказалось невозможным. Этот сад со скульптурами называют усадьбой, хотя внук скульптора, его полный тезка относится к этому с юмором. "Мой дед вообще не предполагал, что будет жить здесь как в помещении. Он жил в военной палатке, работал. Сначала была маленькая часть построена, здесь у него была мастерская. То есть жил он в палатке, а работал в мастерской со светом. Свет – это главное", – добавил Евгений Вучетич. Когда сюда стали приезжать рабочие в помощь скульптору, нужно было их где-то размещать. Здание достраивали. Позже перед входом выросли колонны в духе сталинского ампира. В этом скульптурном саду среди изваяний военной тематики неожиданно встретить фигуру задумчивого Степана Разина. Это еще один памятник, который так и не занял своего места на берегу Волги. Это была работа для души. Вучетич вдохновлялся Микеланджело.
"Есть могила Папы Юлия Второго, который был главным заказчиком в том числе и Микеланджело. Он сделал довольно большую очень красивую могилу, на которой собственно главной центральной композицией является сидящий Моисей. Деду она так понравилась, что он решил сделать что-то подобное", – вспомнил Евгений Вучетич. Микеланджеловские мотивы есть и в реализованных работах. Модель памятника Площади скорби на Мамаевом кургане. Здесь очевидны очертания Пиеты, которую Вучетич увидел в соборе святого Петра в Ватикане. Все эти рабочие варианты – этапы многолетнего труда скульптора. Своеобразный музей процесса создания монументов. В сад на экскурсии приходят студенты художественных вузов, учатся на примере мастера. Состояние скульптур поддерживает внук Вучетича, приглашает реставраторов. Некоторые работы до сих пор бывают на выставках.