День Победы в Германии: в Берлине запретили советскую и российскую символику
На входе в Трептов-парк полиция с пристрастием досматривает посетителей на предмет советской и российской символики, а также прочего запрещенного, тщательно изучает содержание транспарантов – нет ли чего в поддержку СВО. Россия ведь "инструментализирует День Победы" в целях оправдания текущей политики, уверены берлинские власти. Для них все, что не вписывается в шаблон – пришли, возложили цветы и ушли – представляется "потенциальной угрозой общественной безопасности", ответ на которую – превентивное закручивание гаек. Так что к середине дня на вход в парк выстроилась полукилометровая очередь.
"Я думаю, что такие запреты исходят не от полиции – это политическое указание. Полиция ведет себя, в целом, корректно, пусть это будет на совести тех, кто это придумал. Мы свои планы реализуем в полном объеме", – комментирует ситуацию чрезвычайный и полномочный посол России в ФРГ Сергей Нечаев.
Исключение официально сделано только для дипломатических работников. Таким образом в Трептов-парке все-таки появляется Знамя Победы, если не считать тех, что из мрамора. Но с остальными никаких церемоний: женщина пришла в майке с изображением российского и немецкого флагов и надписью "дружба". Какая нынче дружба? Не порядок – заставили переодеваться. Но особое внимание к Георгиевским лентам – полицейские снимают их, не взирая на возраст и чин.
"Это скандал. Подобными решениями пытаются оскорбить победителей, освободителей. Политики этой страны словно пытаются выиграть войну по прошествии времени", – заявляет подполковник в отставке народной армии ГДР Зигфрид Айхнох.
В ГДР День Победы праздновали с таким же размахом, как и в Советском Союзе – это был народный праздник освобождения. Но все меньше тех, кто помнит, как это было. Сегодня здесь Эгон Кренц – наш давний друг – последний руководитель социалистической Германии.
"Когда здесь запрещают исполнять песню "Священная война", вы можете представить, что думают об этом люди в России? Это не хороший путь, на который вступила Германия", – рассказывает генеральный секретарь СЕПГ, председатель государственного совета ГДР Эгон Кренц.
Но немцы, конечно, очень разные – есть и такие, которым русские еще будут подпевать свои собственные песни, – такие, как Кристина из Тюрингии. Она принесла в Тиргартен свою копию Знамени Победы, но побоялась достать ее из рюкзака – полиция увидит, отберет и не отдаст обратно.
"Мы родом из ГДР, нынешняя Германия – уже не моя страна… С праздником, дорогие друзья в России. Мы надеемся, что будем мирно жить, что Россия победит бандеровский фашизм", – делится эмоциями женщина.
До большого футбола в Германии еще пять недель, но UEFA уже оборудует фан-зону в центре Берлина – Бранденбургские ворота, от которых традиционно начиналось движение "Бессмертного полка" – внутри периметра оцепления. Из-за этого дистанция – и в другое время не очень длинная – сократилось до 50 метров от точки сбора.
Так устроен в этом году "Бессмертный полк" в Берлине – это уже не шествие: полиция пропускает людей к мемориалу группами по 10 человек. И в общем, ожидаемо, под защитой полиции оказываются персонажи с украинскими флагами – эти пришли на могилы советских воинов совсем не для того, чтобы почтить их память, а исключительно ради скандала. Но большинство на провокаторов внимания не обращает. Так они и стоят – на обочине праздника, чужие среди людей, которым есть, что сказать о своих предках.
"Мой дед – Гавриил Васильевич – погиб 16 октября 1945 года. Был водителем в артиллерийской бригаде, подорвался на мине. Уже написал бабушке письмо, что его состав собран, скоро домой, и неделю спустя ей пришла похоронка", – рассказывает местный житель о трагических событиях Евгений Витман.
"Мой прадед – Григорий Андреевич Хитрук. Он был снайпером, участвовал в освобождении Праги, освобождал Молдавию. Он родом из Винницкой области Украины. Мы каждый день помним и гордимся им", – делится историей семьи жительница города Сандрина Хитрук.
На самом деле, это все, что надо, чему все полицейские Берлина не помеха – помнить и гордиться. О тех и теми, кого олицетворяет советский солдат, стоящий в двухстах метрах от Рейхстага. Этот человек только что сделал самую тяжелую в истории человечества работу. И его люди – они здесь – под его рукой, которой он усмирил взбесившегося зверя.