Италия помнит: неизвестные страницы истории советских партизан на Аппенинах
Есть информация – будет расстрел. Отряд Коли по этой дороге. Коля – это он для нас. Для итальянцев – Никола, всем попавшим в отряд новеньким партизаны меняли эти непроизносимые русские имена. На рассвете 8 апреля 1944 года командир дал приказ продержаться до 11 утра – нужны были пара часов форы и доброволец.
У Николы был пулемет, удобная позиция и патроны. Его нашли спустя сутки. Когда закончился запас, он пошел на немцев с голыми руками. Расстреляли в упор, а потом в бешенстве продолжали колоть тело штыками.
Подвиг Николая Буянова спас жизни трех городков. Отряд карателей отправили в район Кастельнуово де Саббиони в начале июля 1944 года, расстреливая всех подряд – 200 человек за 4 дня. Все же помогали партизанам.
Надпись на плите: "Чтобы помнить подвиг советского партизана Николая Буянова, погибшего на этом месте 8 июля 1942 года за свободу Италии".
Герой Италии, награжденный Золотой медалью за воинскую доблесть, – редчайшая для иностранца честь, – с почестями похоронен на городском кладбище. Здесь на месте гибели регулярно подкрашивают буквы на стелле, чтобы все читалось.
Прокладывают и чистят дороги даже там, где ни фото, ни имени, ни фамилии. Лигурия, Мазоне, куда каждый год итальянцы вместе с нами приходят с "Бессмертным полком". Огромный камень с табличкой: "В этом месте в апреле 45-го немецкими военными был расстрелян русский солдат, их пленный. Его имя осталось неизвестным". За этим местом в лесу приглядывает второе поколение семьи Оттонелло – недавно поставили скамейку.
В Лигурии наших сбежавших из плена солдат в партизанских отрядах было очень много. Рядом – перевалочный пункт, куда немцы эшелонами свозили рабочую силу, а потом разбрасывали по лагерям. Здесь погиб советский офицер. Имя, фамилия неизвестны – документов при нем не нашли. Но были свидетели.
"Они спустились сверху, от фермы моей матери, эти немцы. А потом веревку взяли за холмом, чтобы повесить его", – рассказывает Сильвана Пьяна
- То есть нашли его здесь?
- Да, вот здесь его и повесили. А похоронили там, где табличка.
- Почему вы все еще следите за этим местом?
- Я же дочь партизана… Я не могу по-другому. Понимаешь? Мой папа обожал русских. Как партизан, потому что в его бригаде было много русских.
Бежать из концлагерей русским помогали сами итальянцы, прошедшие мясорубки и котлы наши солдаты и офицеры, лучшие, и главное, опытные командиры. Что итальянцы знали про войну? В партизаны записывали всех – женщин, мальчишек. Не все умели держать оружие.
Сопротивление и освобождение Болоньи – самые кровавые страницы истории Италии. Именно здесь к осени 1944 года – мощнейшее партизанское движение, сеть. И на этих холмах партизаны у себя дома. Это американцы в чужих городах предпочитали не церемониться – освобождать в их стиле. Ковровые бомбардировки и победный заход.
Высота Монтебатталья – последний бастион – стратегическую высоту нужно бы брать любой ценой. Немцы здесь сидели плотно. Первыми их вышибают отсюда партизаны 36-й бригады Гарибальди. И удерживают до подхода союзников. Это был полк Блу Девил – американцы. Через 4 дня сражений здесь кровавое месиво. Останки погибших находили вплоть до 1998 года. Александр Гиоев – Сандро – был одним из тех, кто выжил в этой мясорубке и вернулся домой. О нем – докуцментальный фильм "Сандро. От Кадгарона до Имолы", режиссер Елена Макиева.
На эти холмы Гиоев еще посмотрит из своего бинокля – в Италию он вернется не сразу, но героем – он даже не знал, как долго искали его с наградами. Это он перекроет сообщение между Флоренцией и Болонией, обрежет фашистам телефонную связь – мосты, эшелоны. Домой Гиоев об этом не писал, и вернувшись, не рассказывал, Что такое вернуться из плена – все знали, допросы, вопросы, никаких наград. Найти нашего Сандро Брежнева попросил Сам Пальмиро Тольятти, приехав в Москву. Когда постучали в девять, Гиоев был готов – попросил жену собрать вещи, а его повезли в ГУМ в первую секцию за костюмом, а потом в Посольство Италии, где ему вручили две золотые медали Гарибальди.
Наши партизаны делили с итальянцами все. Сан-Пьетро ин Казале в 1944 году окружено болотами и рисовыми полями. В этих болотах немецкие танки тонули. Только партизаны знали, по каким тропинкам и куда уходить после диверсий.
Рассказывает президент Национальной ассоциации партизан Италии Паоло Минарелли: "Мы повесили копию памятной плиты с партизанского кладбища, где похоронены почти все, кто погиб, освобождая Сан-Пьетро. И среди них – Абрамов".
Осень 1944 года была очень длинной – немцы отступают, но у них преимущество. Партизаны прятали оружие, отдыхали перед самым трудным последним боем. Когда в отчаянии фашисты ставят на колокольне пулеметы, а англичане даже не думают вступать в бой, новости в отряд привозят вестовые.
"Вестовые – это женщины, которые, притворяясь, что едут на ферму по делам, на велосипедах разводили приказы, – объясняет Паоло Минарелли. – Работали связными между отрядами. Перед освобождением Сан-Пьетро это было жизненно важно. Потому что на рассвете английский генерал заявил: "Для освобождения Сан-Пьетро мы не готовы пожертвовать ни одним англичанином. Если хотите – освобождайте сами. Если нет – вызываем авиацию и разбомбим все под ноль".
Город спасли. Партизаны, погибшие за освобождение Сан-Пьетро, похоронены на городском кладбище вместе с Анатолием Абрамовым. Геройски погибшим, когда пытался сбежать из концлагеря, прихватив для бригады Паоло целый арсeнал.
"Высокий. Огромный. Работяга. Он смог утащить целую гору тяжелого оружия. Он смог вынести все в одиночку, но не успел уйти – немцы выследили. Работая в лагере военнопленных, он отлично знал, где был склад оружия, наладил контакты с партизанам – он нес его им в бригаду, хотел помочь", – рассказывает о русском герое президент ассоциации "Россия – Эмилия-Романья" Лука Росси.
Высшей награды – Золотой медали за воинскую доблесть на поле боя – Италия наградила 4 своих героев, наших советских партизан. Буянов погиб в Тоскане. Федор Поэтан похоронен в Генуе. Фриули-Венеция – граница с Австрией. Последний плацдарм Вермахта. И еще одна трагическая история войны – спецоперация "Атаман", чтобы удержать север и справиться с партизанами, провозгласившими эту зону свободной партизанской республикой Карнией, фашисты перебросили сюда грузовиками 30 тысяч казацких семей, с захваченного Дона пообещав им эти земли после победы. Против казаков – целый русский батальон под командованием Данила Авдеева.
27 июля 1944 года батальону команданте Даниеля – Даниила Авдеева – поручают важнейшую спецоперацию, перекрыть кислород карательным батальонам вермахта, оставив их на том берегу реки Тальяменто. Наши партизаны врезывают 4 опоры моста у деревушки Браунис – стратегической артерии для всего региона Фриули.
Капитан советской конницы Даниил Федорович Авдеев – герой Италии посмертно. В ноябре его бригада устроила засаду. Немецкая колонна была уничтожена. Но Даниил погиб. Православный, потому похоронен за наружными стенами городского кладбища Клаузетто – такие были правила. Видно, как намучались, но как старались партизаны, выбивая эти строчки кириллицей. Вместо мягкого знака – "б". Это место во всех путеводителях – тропинки памяти, так их называют итальянцы. Они точно не заблудятся на этих тропинках – с памятью у них, у простых итальянцев, все очень хорошо.