100 лет со дня рождения Шарля Азнавура
Он написал больше 1000 песен, многие из которых стали мировыми хитами, сыграл в 60 фильмах и продал более 200 млн дисков. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Шарля Азнавура. О легенде французской музыки – Дженнет Арльт.
В жизни замкнутый и молчаливый, на сцене романтичный и искренний. Он пел о любви как части повседневной жизни, о буднях парижских гуляк и красоток, а позже о тоске по ушедшей молодости, о старости и смерти, о чем до него немногие решались петь. Доверительный разговор со слушателем, настоящие истории, которым не требовался перевод. "Я выходец из того народа, который выжил. Не живёт, а выжил. Я очень люблю жизнь и буду любить её до самой смерти", – говорил Шарль Азнавур.
Шарль Азнавур родился в Париже в семье армянских эмигрантов. При рождении мальчику дали старинное персидское имя Шахнур, что в переводе означает "светлый шах". Он танцевал чечетку в ресторане отца, пел даже русские романсы. Поначалу на концертах его нередко освистывали, а критики писали разгромные статьи: слабый голос, маленький рост, угловатая пластика, печальные глаза и, конечно, имя. Шахнур Азнавурян звучит гордо, но для французов непривычно, нужен был псевдоним. Так родился Шарль Азнавур. "У него не было высоких нот, какого-то мощного баритона. Нет, он, конечно, напоминает, скорее всего, Марка Бернеса, это сравнение напрашивается. Марк Бернес тоже не обладал вокальным голосом, но он обладал душой, когда он поёт. Даже если ты не понимаешь по-французски, ты понимаешь, что он говорит с удивительным изяществом, тонкостью и страстью", – рассказал композитор Александр Журбин.
В 22 года Шарль Азнавур познакомился с Эдит Пиаф, начал писать для неё песни и отправился с ней на гастроли в Америку. Постепенно его голос, трагичный и трогательный, опрокинул все нормы вокальной эстетики и растоптал сердце простой публики. Про него говорили: "Он голос народа, он рассказывает о нас". "Вечная любовь" – музыкальная тема советского фильма "Тегеран-43". Этот неожиданный лиричный аккомпанемент Тегеранской конференции стал шлягером в России. Но путь Азнавура в кинематографе начался намного раньше – главной ролью в картине Франсуа Трюффо "Стреляйте в пианиста". Он работал с крупнейшими французскими режиссёрами: Шабролем, Кокто, Лелушем; снялся в 60 фильмах. В его кинокарьере все жанры: комедии, мелодрамы, боевики. Жан Габен говорил: "Азнавур – это больше чем артист. Азнавур – это театр". "Каждая песня прерывалась безумными овациями со вставанием, криками, возгласами женщин и мужчин, но это были маленькие спектакли. Как большой артист он превращал каждую песню, причём они все знакомы до "зубной боли". Всякий раз было ощущение, что на твоих глазах сочиняется песня", – поделился специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
"Каждый раз, когда я снимаюсь в кино, я краду время у песни", – сетовал Азнавур. Но того времени, что осталось, хватило на тысячу песен. Материал для них брал из жизни: из встреч с людьми, из газет и писем, которые ему пачками присылали поклонники. На каждое он старался ответить.
Шарль Азнавур говорил, что проживет до 120 лет, но ушел в 94, научив миллионы не только надеяться, но и любить.