Старинный адмиралтейский якорь обнаружили дайверы на дне Ладожского озера
Старинный якорь обнаружили орловские дайверы на дне Ладожского озера. Для того, чтобы изучить находку и определить при каких условиях якорь оказался в водах Ладоги, его подняли на сушу. За процессом наблюдала Юлия Опанасюк.
Определиться с точкой погружения помогло высокоточное обследование дна, производимое гидрографами. Первые подводные изыскания, в том числе и с помощью подводного видео оборудования, позволили определить размеры находки. "Дайверы на глубине 50 метров и более могут находиться не более 5 минут. Мне приходится с подводным дроном погружаться, с помощью него я могу находиться более 30 минут", – рассказал участник научно-исследовательского проекта 1XPEDITION Николай Федотов.
"Лежал на грунте под 45 градусов, сразу поняли по специфической перекладине, что это адмиралтейский якорь", – поделился участник научно-исследовательского проекта 1XPEDITION Александр Архипов. Прочно удерживающий судно на месте, но очень громоздкий. Массово использоваться на флоте он стал с середины XIX века. Для детальной идентификации было принято решение поднять находку с помощью парашюта, однако, когда стали его наполнять, произошел эффект холодильника: воздух из баллона стал уходить неконтролируемо и пришлось вернуться за дополнительным баллоном и парашютом.
"Под водой более мощные парашюты подъемные погрузили, сейчас он поднимается на борт научно-исследовательского судна "Анастасия", по первому впечатлению, очень старый якорь", – подчеркнул координатор научно-исследовательского проекта 1XPEDITION Сергей Куликов. В XX веке на исследуемом месте, где был найден якорь, находилась одна их финских батарей, в 1944-м финны на этой части острова оборудовали позиции. "Вполне вероятно, что корабли могли туда подходить, и, возможно, якорь зацепился за какую-то гряду, здесь очень сложный рельеф дна: мелкие места и тут же может быть обрыв. Скорее всего, судно, которое доставляло туда материал или вооружение, потеряло этот якорь", – отметил экскурсовод паломнической службы Валаамского монастыря Игорь Сазеев.
В конце XIX – начале XX веков в российских акваториях и не только он был самым массовым, а в настоящее время найти адмиралтейца в хорошей сохранности не просто. В ближайшее время в работу включатся подводные археологи. Первый этап – устранение коррозии. "Находка клейма на веретене, которое может дать представление о том, какая мастерская занималась его изготовлением, то есть точный год установить вряд ли получится. Как правило, обозначался вес якоря и могло быть фабричное клеймо от изготовителя", – прокомментировал заведующий центром подводного археологического наследия Института археологии РАН Сергей Ольховский. Это позволит идентифицировать предмет и установить национальную принадлежность судна, после чего он может стать объектом музейного показа.