"Наследники" – премьера в Театре Олега Табакова
Премьеру спектакля "Наследники" готовят в Театре Табакова. Владимир Машков представил свое видение пьесы Сергея Найденова "Дети Ванюшина". О постановке в традициях русского психологического театра расскажет Анна Шустер.
Дать зрителю возможность разглядеть за повседневными бытовыми сценами подлинную драму – такую задачу ставили перед собой создатели спектакля "Наследники". Это авторская инсценировка пьесы Сергея Найдёнова. Главный герой спектакля – успешный коммерсант Ванюшин. Всю жизнь он трудился и преумножал богатства семьи, и вот наступает момент решать, кто из детей продолжит его дело. Как человек железной воли, Ванюшин не хочет, чтобы близкие знали о его проблемах и слабостях. Он не привык говорить о чувствах. Главное, чтобы дети жили в достатке и занимались делом. Но обе дочери несчастливы в браках, старшего сына раздирает алчность, а младший ворует из дома деньги и забрасывает учёбу.
Пьеса "Дети Ванюшина" была написана в 1901 году, но сюжет о разрушении семьи и его причинах нисколько не утратил своей актуальности. "Он настолько современен, что удивляешься. Появились телевизоры, самолеты, компьютер, а человек остался таким же: иногда глупым, невидящим, злым, влюбленным, безумным", – рассказал режиссёр, народный артист России Владимир Машков. "Каждый из людей найдет здесь своего прототипа, я даже наблюдал, как зрители перешептываются и говорят: "Ты помнишь, у нас такое было?", – поделился актер Владислав Миллер.
Произведение "Дети Ванюшина" во многом автобиографичное. Интересно, что спустя 6 лет после создания пьесы Сергей Найдёнов переписал её окончание. В первом варианте глава семьи в отчаянии совершает самоубийство, во втором – сын, ставший полновластным хозяином дома, переселяет отца из его покоев наверх. Владимир Машков и Олег Антонов придумали альтернативную версию финала. "Как часто любит говорить Владимир Львович, и я его поддерживаю, цитируя психолога Льва Выготского "Искусство призвано уравновешивать человека в самые тяжелые минуты его жизни". Это мы и пытались сделать", – отметил автор инсценировки Олег Антонов.
Ставки делали и на декорации. Они повторяют интерьеры дома купцов Рукавишниковых в Нижнем Новгороде. Существовать в пространстве из двух этажей было не просто, признаются актёры. "Репетировать спектакль остановиться нельзя!", – подчеркнула актриса Яна Сексте. "Много мелкой моторики, поворотов маленьких, которые нужно не пропустить и учесть", – прокомментировал актер Севастьян Слышников. Наблюдая за зрителями, артисты фиксируют, как зал то взрывается смехом, то вытирает слёзы. В финале аплодисменты стоя.