"Гениальный дилетант" – новая выставка в Российском национальном музее музыки
"Гениальный дилетант" – название новой выставки в Российском национальном музее музыки. Экспозиция посвящена 220-летию со дня рождения Михаила Глинки – композитора, который "проложил новую дорогу для русской оперной музыки". Лидия Алешина продолжит.
"Музыка – душа моя", – говорил Михаил Глинка – композитор, которого называют отцом русской классической музыки. Применительно к этому определению название выставки "Гениальный дилетант" посвященной юбилею автора опер, симфонических сочинений, романсов, провоцирует посетить Российский национальный музей музыки. Таким Глинку видели современники: Дворянин и дилетант.
БРЫЗГАЛОВ Глинка по настоящему был дилетантом. У него не было профессионального музыкального образования, но всю жизнь он стремился его получить.))
С десяти лет Глинка занимался фортепиано и скрипкой. Став взрослым, изучал полифонию и инструментовку, брал частные уроки у прославленных педагогов, погружался в западноевропейскую музыкальную классику. "Кто такой Глинка? Почему сегодня звучит везде произведение "Славься"? Какое значение оно сегодня имеет общенациональное для нашей страны? И не случайно "Славься" звучит во время различных торжественных мероприятиях. Как мы слышали, совсем недавно "Славься" была одной из главных церемониальных мелодий во время инаугурации Президента РФ. Почему? На этой выставке можно об этом узнать", – рассказал генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
В 1826 году состоялось знакомство Глинки с писателем и критиком князем Одоевским. В салоне которого бывали Жуковский и Соллогуб. Звучал энгармонический рояль – клавицин. Именно Жуковский предложил Глинке сюжет о подвиге Ивана Сусанина. На выставке афиша первого исполнения оперы "Жизнь за царя" эскизы декораций, костюмы, в которых пели артисты в XIX веке. Портрет одного из лучших исполнителей партии Сусанина того времени – Осипа Петрова. "Говорили, что у него верхи звучат, как серебряный колокол. Внизу – роскошный, красивый бас. Он пел в этой опере, 390 раз выступил. Публика ломилась на эти спектакли, чтобы послушать этого выдающегося баса", – поделилась научный куратор выставки Наталия Тартаковская.
Камертон Глинки, шкатулка с его портретом, предметы, связанные с семейной усадьбой в селе Новоспасское: фаянсовая тарелка, макет гостиной главного дома, воссозданный интерьерный уголок имения, где родился композитора. Камин там украшали французские часы "Колесница Телемаха" с циферблатом внутри колеса. "Сын Одиссея Телемах отправляется на поиски отца. Отца уже нет много лет. Он пропал, убит в Трои. И Телемах на колеснице, запряженной лошадьми отправляется в путь за ним стоит богиня Афина", – прокомментировала Наталия Тартаковская.
На выставке четыре раздела: Музыкальный салон. Путь становления композитора. Быль и небыль по сюжетам опер Глинки. Свои и чужие и Русский дух. Экспозиция о жизненном пути композитора, его сочинениях, новаторстве и поиске русской национальной идеи.