В Галерее Тейт показывают работы художниц от эпохи Тюдоров до Первой мировой войны

03 июня 2024 19:34
Цель выставки "Теперь вы видите нас" – чтобы этих художниц не только увидели, но и запомнили.

Принято считать, что в мире искусства всегда царил патриархат, но в лондонской галерее Тейт решили оспорить это утверждение. В музее открылась новая выставка, которая доказывает, что у искусства нет гендера. Подробности у Алии Шарифуллиной.

Когда говорят о женщинах в искусстве, обычно упоминают эссе 1971 года Линды Нохлин "Почему не было великих художниц?". Его появление буквально бросило вызов культурным институциям. Прошло больше полувека, и за это время изменилось многое, изданы книги, проведено десятки выставок, посвященных художницам. Их работы теперь прибыльный товар на арт-рынке. А в галерее Тейт впервые за последние 10 лет сменили развеску всех коллекций, руководствуясь принципом гендерного равенства. Но всё еще остаются вопросы: каков был вклад женщин в художественный мир? Внимание к их работам, подлинное признание или следование прогрессивной повестке? Не сместится ли фокус настолько, что произведения будут оценивать по полу художника, а не по качеству? Новая выставка в Тейт – очередная попытка поднять дискуссию. "Есть клишированное представление о художницах как о малочисленной группе с полупрофессиональной карьерой. И я думаю, многих невероятно удивит то, что в Великобритании с XVI века до начала XX – женщины всегда были частью мира искусства. Каждая была хорошо известна в свое время, и искусство для них было профессией, источником средств к существованию", – рассказала куратор выставки Табита Барбер.

Выставка охватывает четыре столетия: со времен Тюдоров до Первой мировой войны. Такие художницы, как Мэри Бил, Ангелика Кауфман, Элизабет Батлер и Лора Найт, прокладывали новый путь для поколений женщин. Они бросили вызов привычному укладу своего времени, боролись за право получать образование и работать наравне со всеми. Женщины смело рисовали то, что обычно считалось прерогативой мужчин: исторические произведения, батальные сцены и обнаженную натуру. "В зале XX века представлены произведения военного искусства, написанные на больших холстах первой официальной британской военной художницей Анной Эйри. Есть очень яркие описания того, как она писала на фабриках. Там было так жарко, что ее туфли буквально плавились. Мы все знаем многих военных художников-мужчин, но редко кто говорит об Анне Эйри", – добавила Табита Барбер.

Истории успеха женщин размещены в хронологическом порядке. Среди самых ранних – полотна художницы XVII века Артемизии Джентилески, которая писала при дворе короля Карла I. Мария Верельст в XVIII веке построила успешный бизнес как профессиональная художница, хотя многие из ее работ, как полагают сейчас, ошибочно приписывают ее коллегам-мужчинам. Мэри Бил была главным кормильцем семьи благодаря мастерству портретиста. Так почему же так много талантливых художниц, которые имели спрос, сегодня практически неизвестны? Кураторы выставки возлагают вину на тех, кто документировал историю искусства. "Я думаю, проблема начинается в ХХ веке, когда история искусств стала академической дисциплиной, укоренилось представление о том, что женщины занимались любым видом искусства как любители, и поэтому их работы априори были менее хороши и не заслуживали внимания для изучения. Это очень сложная концепция, которую мы, возможно, унаследовали и до сих пор поддерживаем", – пояснила Табита Барбер.

Экспозиция "Теперь вы видите нас" стремится к тому, чтобы этих художниц не только увидели, но и запомнили. Рассматривают их отдельно сейчас, чтобы перестать рассматривать отдельно в дальнейшем. У искусства нет гендера.