Россия обойдется и без "Мистралей"?
Париж грозит отказом от продажи вертолетоносцев "Мистраль", если политика российских властей на Украине не поменяется. Об этом заявил глава французского МИД Лоран Фабиус. При этом он признал, что расторжение контракта по поставкам "Мистралей" скажется негативно и на французской стороне. Все аспекты срыва сделки изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Аванс уплачен, а товара нет: по такой схеме могут пойти события, если угрозы главы французского МИД воплотятся в жизнь. Если бы Франция на собственные деньги строила "Мистрали", а потом предложила их России, то вопросов бы не возникло. Хозяин барин, не хочешь прибыли - твое дело. Но в данной ситуации вертолетоносцы строятся ровно в том темпе, как поступают российские деньги. 700 миллионов евро предоплаты уже прошло. И если сделка срывается, то Франции по контракту грозят большие штрафы, напоминает главред журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
"Я полагаю, что в рамках данного контракта есть пункты, которые обеспечивают наши финансовые интересы, поэтому Франция обязана вернуть полученные деньги, а они громадные, это миллиарды евро. И, кроме того, я думаю, что у России будет повод для обращения в международный арбитраж в Стокгольме для взыскания с Франции дополнительных денег с точки зрения упущенной выгоды".
Понятно, что Франция деньги возвращать не захочет и будет искать для этого какие-то зацепки. Например, Запад считает, что Россия поступает с Крымом незаконно. И значит, по логике, и мы точно так же сможем поступить с Россией. Для международного арбитража такие доводы, скорее всего, не будут убедительными, уверен профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин.
"Здесь всё достаточно прозаически точно. Здесь коммерция, здесь политика никак не может быть замешана, поэтому это чистой воды неисполнение экономических обязательств. Если даже Франция будет апеллировать к политическим действиям, то я не помню, чтобы коммерческий арбитраж это учитывал".
Еще возможный французский аргумент: США и Евросоюз вводят санкции против России, и под это дело подверстать, так сказать, и тему Мистралей. В том смысле, что при санкциях нельзя продавать России вооружения. Вот когда снимут ограничения, тогда мы и доделаем корабли. Но и эти доводы международный арбитраж вряд ли примет во внимание, потому что введение санкций одной страны против другой в международном праве никак не прописывается, отмечает Дмитрий Лабин.
"Совет безопасности ООН, именно только он может принимать такие вопросы, как введение коллективных санкций против соответствующего государства. Но это невозможно будет сделать, поскольку Россия постоянный член Совбеза и обладает правом вето. Поэтому только Совет безопасности может налагать коллективные санкции, но ни в коей мере государства не могут самостоятельно это делать".
Контракт на сумму миллиард двести миллионов евро был заключен в конце десятого года, Франция обязуется построить на своих верфях два корабля. Не исключалось и продление контракта на третий и четвертый вертолетоносцы. Но уже тогда у экспертов и адмиралов возникли сомнения в нужности таких кораблей для российского ВМФ, говорит Игорь Коротченко.
"Закупка "Мистралей" была произведена во времена Анатолия Сердюкова без достаточных тактико-технических обоснований и понимания концепции использования этих кораблей в составе ВМФ России. Кроме того, тридцатилетний жизненный цикл их эксплуатации в составе российского флота будет слишком дорогим, учитывая привязку к французским поставщикам запчастей и другого необходимого оборудования".
По мнению экспертов, специфика использования "Мистралей" Францией коренным образом отличается от того, что нужно нашей стране. У них - это выброска вертолетного десанта в бывших французских колониях в Африке, поясняет главред журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов.
"Это корабль для проведения гуманитарных операций, для проведения каких-то отдельных силовых приморских операций. И корабль управления, потому что у него средства связи очень развиты".
Причем ответная атака на вертолетоносец в расчет не берется, ибо в Африке нападать на "Мистрали" некому. Оттого он не вооружен и не очень опасен. У нас же в любом случае будут холода, шторма, а вероятные конфликты интенсивнее. Недаром место базирования российских "Мистралей" выбрано на Дальнем востоке, а их основная задача - охрана Курильских островов. Так что миссия вертолетоносцев может оказаться невыполнимой. Поэтому вероятная отмена контракта даже к лучшему. Шанс будет предоставлен отечественному судостроению, уверен Игорь Коротченко.
"Это предоставит возможность для активного использования мощностей, прежде всего, Объединенной судостроительной корпорации для постройки российских десантных кораблей. У нас есть прекрасные проекты, и они могут быть реализованы в самом коротком отрезке времени".
Скорее всего, российским конкурентом "Мистралей" может выступить корабль проекта 1174 (шифр "Носорог"). В Советском Союзе их удалось построить всего три единицы. Но проект, по мнению специалистов, был интересным, и с поправками на современные технологии он может быть реанимирован.