Власти Ирана определились с кандидатами на президентских выборах
В понедельник Избирательный комитет Ирана утвердил список из шести кандидатов, чьи фамилии будут в бюллетенях для голосования. Всего же свои кандидатуры выдвинули 80 человек, но остальные 74 претендента не смогли пройти отбор Совета стражей Конституции.
Иран – влиятельный игрок в ближневосточном регионе. Россию и Иран связывают тесные союзнические отношения. Потому-то мы очень внимательно следим за ходом избирательной кампании там.
На иранском рынке очень красиво поет молодой человек. Он хоть и молод, но поет о старых временах, когда был рядом со своей возлюбленной, словно тень, но судьба разлучила их. Эту грустную песню о любви Мохаммад Реза посвящает своей стране — потому что любит ее.
Пока молодежь радует посетителей базара, господин Замони спокойно ждет своего клиента. Он уже 50 лет торгует коврами из Тебриза. Знает – спешить некуда. Под потолком его лавки между лампочкой и вентилятором запыленный коврик в виде сотни долларов – как символ старых американских санкций.
Несмотря на почти 45-летние санкции иранский рынок жив как никогда, почти любая центральная улица — это один сплошной базар. И торгуют здесь всем, начиная от фруктов, одежды, стройматериалов, садового инвентаря, заканчивая различными канцелярскими товарами и даже детскими игрушками. А если клиент устал и хочет освежиться, то он всегда может попить сок из свежих фруктов.
Мимо лавок с коврами каждый день тащит груженую телегу мигрант-афганец Фазлихода. За один такой обход всего рынка – а это с десяток километров – он зарабатывает 10 долларов. "Я устаю, но у меня четверо детей в Афганистане, — рассказывает грузчик-мигрант. — Там работы немного. Приходится здесь таскать тележку, чтобы перевести хоть немного денег домой".
С восьми до десяти вечера Амир зазывает привередливых иранок выбирать себе солнечные очки. Здесь все: и "Гуччи", и "Прада", и "Дольче с Габанной". Голос у Амира уже охрип, но голосовать на предстоящих выборах президента он пойдет: "Для любой страны выборы — это важно. В стране должен быть президент, и народ должен участвовать в выборах".
На жаре, где плавится асфальт, давно выплавилась иранская гордость. Они рады видеть тех, кто пришел к ним в гости? и не хотят отдавать свою страну чужакам.
После трагической смерти пhезидента Ибрахима Раиси во время крушения вертолета в мае в Иране уже на этой неделе началась предвыборная гонка. Из 80 зарегистрированных кандидатов, в том числе четырех женщин (что было впервые). Совет стражей Конституции отобрал шестерых основных претендентов.
Об интересе к выборам президента в Иране может свидетельствовать обстановка на пресс конференция одного из кандидатов, здесь только телевизионных микрофонов больше 20. Сейчас идут последние приготовления, и скоро кандидат начнет отвечать на вопросы журналистов.
Местные репортеры почти полчаса решали, чей микрофон должен быть в центре. В итоге техники скопилось так много, что претенденту пришлось поднимать кресло. Амир Хоссейн Газизаде Хошеми – бывший вице-президент Ирана, один из представителей консервативного крыла. Ответил он и на наш вопрос о перспективах отношений с Россией в случае его победы на выборах.
"С такими друзьями как Россия у нас двухуровневые отношения, — заявил Хошеми. — У нас общая позиция насчет США и западных стран, которые вмешиваются во внутренние дела других государств. В экономике мы взаимодействуем в рамках БРИКС и ШОС. Но мы должны заключить и взаимный стратегический договор, чтобы это вылилось в договоры между нашими частными предприятиями, особенно в высокотехнологической сфере".
Президент в Иране, хоть и второе лицо после верховного лидера Аятоллы Али Хаменеи, но многие вопросы именно в его компетенции. А это встреча с народом вероятного лидера президентской гонки, Мохаммада Багера Галибафа. Его в Иране считают политическим тяжеловесом. Он долгое годы был депутатом, а сейчас занимает пост спикера местного парламента.
В зале не протолкнуться. Кто обмахивается флагом как опахалом, кто делает селфи, кто с ботинками в пакете – разуваться должны все – ищет свободное место. Мужчины сидят на коврах, женщины здесь же, но за перегородкой.
В исламской республике и на политических шоу не забывают о религии. Сначала читают зикр, потом Коран нараспев. И затем после трех речей соратников выходит кандидат. В его программе все: и ракеты для врагов, и экономические реформы, и семейная политика, и даже борьба с воровством.
"Мы должны бороться с коррупцией, — говорит Галибаф. — Ведь коррупция это тень дерева, имя которому — слабость. К тому же мы неразумно тратим десятки миллиардов долларов. Этому нужно положить конец".
И как только он закончил речь, толпа хлынула к трибуне. Задать вопрос не получилось — кандидата вывели в кругу охраны. На ту самую улицу, которая в Иране вне зависимости от политических страстей живет в своем ритме.
У Саида сегодня дилемма – каждый час приходится переписывать ценник на листья винограда: "Там дальше продается по 160 тысяч туман, а мы 150 написали. Конкуренция". На вопрос о том, есть конкуренция на выборах в Иране, торговец вспоминает о боге: "Иншаллах… Даст бог – победит достойнейший". А достойнейшего они выберут уже 28 июня.