60 лет назад в советской киноиндустрии появилась новая профессия – воздушный оператор

21 июня 2024 19:30
Сергей Киселев в условиях свободного падения снял несколько эпизодов документального фильма "Мы – спортсмены-парашютисты".

60 лет назад в советской киноиндустрии появилась новая профессия – воздушный оператор. Сергей Киселев в условиях свободного падения снял несколько эпизодов документального фильма "Мы – спортсмены-парашютисты". Сегодня в распоряжении воздушных операторов современная техника, но одной техники для успеха – мало, уверен Станислав Анисимов.

Семьдесят прыжков с высоты 3 и 5 тысяч метров потребовалось Сергею Киселеву для съемок документального фильма "Люди над облаками" о советских спортсменах парашютистах. Международное признание, призы на фестивалях. Конструкцию вот этого съемочного шлема Сергей Александрович разрабатывал сам. "Уникальность в том, что есть платформа для камеры и есть две ручки. Они для того, чтобы не оторвало голову. Потому что камера весила порядка 7-8 килограмм. Раскрытие тех парашютов –динамический удар был в районе 5-10. И мгновенная нагрузка в 80 кг просто могла сломать шею", – объясняет сын оператора Сергея Киселёва Алексей Киселев.

Лауреат Государственной премии СССР, Мастер спорта, первый в России воздушный оператор Сергей Киселев был еще и создателем курса специальной парашютной подготовки космонавтов. Прыжки его интересовали, не только как спорт и эффектное зрелище. Но и с научной стороны, об этом он рассказывает в ленте "Человек-машина- эмоции". Ленту сняли в 1983 году на студии "Центрнаучфильм".

При съемке тандема оператор фиксирует только свободное падение, до раскрытия парашюта. Секунд 30 . Со временем изменилась только техника для видеофиксации. "Сейчас это две экшен камеры. Одна снимает видео, другая – фото. Плюс: некоторые операторы еще ставят резервную третью, на случай того, если будет техническая неполадка так скажем", – рассказывает воздушный оператор Марина Залесская.

Этот прыжок, выполненный во Владимирском Аэроклубе, снимают воздушный оператор Марина Залесская и тандем-мастер Игорь Верхозин, у него камера закреплена на запястье. Это экстремальная съемка, и дело здесь не в поиске композиции, а в том чтобы человек в общем-то из кадра не ушел. Это главная задача для воздушного оператора. Синхронизироваться со спортсменом, поймать его в объектив и не отпускать до раскрытия парашюта. Героизму парашютистов посвящен фильм "Гарантирую жизнь" , снятый Борисом Степановым в 1977 году. Автор воздушных съемок Сергей Киселев. "Надо с этим родиться. Надо понимать как снимать, надо знать, надо интересоваться, надо уметь и иметь желание очень большое. Нужно быть, конечно, профессиональным парашютистом, с большой буквы: не просто уметь падать на брюхе, а уметь в небе делать все что захочешь", – отмечает Алексей Киселев. Осуществить мечту, побороть свои страхи, получить очередную дозу адреналина, поставить рекорд. У каждого – своя задача. Но только профессиональный оператор неизменно заботится об одном: съемке эмоций, которые переживает человек. И эта память – надолго.