Мастер метафоры: Татьяна Назаренко принимает поздравление с юбилеем
24 июня отмечает юбилей народный художник России Татьяна Назаренко. Выставка её работ открылась в Третьяковской галерее. Историческая тема стала главной в творчестве Назаренко. Экспозицию осмотрел Алексей Пименов.
Сложная композиция, цитирование старых мастеров. Автопортрет – среди излюбленных жанров Татьяны Назаренко. Полотно называется "Цветы". Супружеская пара на заднем плане – отсылка к работе Яна Ван Эйка "Портрет четы Арнольфини". Художницу называют одной из наиболее ярких в своем поколении, в том числе мастером исторической картины. Например, диптих "Пугачев". Путь главного героя к месту казни. В конвое – молодой Суворов. Живописные приемы делают происходящее фантасмагорией. Будто перед нами не реальные персонажи, а марионетки. "У Татьяны Назаренко большого современного художника, свой особый почерк. С одной стороны – это и потрясающая академическая школа. Замечательный, виртуозный рисунок. С другой стороны, может увидеться зрителю и увлеченность экспрессионизмом, неопримитивизмом, какими-то чертами. Кто-то увидит сюрреализм", – поясняет искусствовед Татьяна Кочемасова.
Известность художнице принесло полотно "Казнь народовольцев". Его она представила на Московской молодежной выставке 1972 года. Получила премию от комсомола. "Если вы помните, был ввод советских танков в Чехословакию. И несколько человек вышли на Красную площадь протестовать против этого акта. В общем, по этому поводу я и писала эту картину. Не обязательно быть свидетелем и знать точно, как это происходило. Можно сделать какое-то свое представление, о том, как это должно было быть", – рассказывает народный художник России Татьяна Назаренко.
Татьяна Назаренко окончила Суриковский институт. Среди учителей – Дмитрий Жилинский. Сегодня его полотна в Третьяковской галерее соседствуют с работами знаменитой ученицы. "Конец 60-х – начало 70-х – это время, когда на смену мастерам сурового реализма пришли молодые художники. Новая плеяда, которых называли мастерами метафоры", – делится главный редактор журнала "Третьяковская галерея", искусствовед Александр Рожин.
В средине 70-х художница получает признание на международных выставках. В 1976 году – в Болгарии. Спустя почти 10 лет впервые выставляется в Западной Германии. После открытия границ отправляется в творческую поездку в Нью-Йорк. В первой половине 90-х получает госпремию за выставку "Татьянин день" в Третьяковской галерее. Сложная социальная реальность отражается в творчестве. Вот, например, инсталляция "Переход". Включает более сотни фигур. "Татьяна Григорьевна Назаренко – удивительная женщина, удивительный художник. Два этих великих слова и два этих великих понятия: женщина и художник, в единстве ее личности слились с исключительной интенсивностью", – отмечает искусствовед Андрей Золотов.
Искусство – главная, но не единственная страсть в жизни Татьяны Назаренко. Она преподавала в родном Суриковском институте до середины прошлого десятилетия. И сегодня участвует в управлении Академии художеств.